Единственным участником компании принято решение о добровольной ликвидации. Соответствующее уведомление подано в регистрирующий орган, опубликовано сообщение о ликвидации компании (требования кредиторов могли быть предъявлены до 31 августа 2015 года).

По истечении указанного срока ликвидатором составлен и единственным участником компании утвержден промежуточный ликвидационный баланс, в котором общая стоимость имущества определена как ноль рублей. Также указано, что требования кредиторами не предъявлялись. 9 ноября 2015 года ликвидатором составлен ликвидационный баланс, отражающий сведения об отсутствии претензий со стороны кредиторов, отсутствии имущества. Он был представлен в регистрирующий орган.

Регистрирующий орган отказал компании в ликвидации, указав на отсутствие в ликвидационном балансе кредиторской задолженности по налогам и сборам на 12,5 млн рублей, что свидетельствует о недостоверности баланса.

Компания оспорила решение в суде, полагая, что инспекция должна самостоятельно исключить компанию из ЕГРЮЛ как недействующую и признать ранее возникшую задолженность по налогам невозможной ко взысканию.

Суды трех инстанций (дело № А59-567/2016) отказали в удовлетворении требований, установив, что задолженность по налогам, пени и штрафам возникла по результатам камеральных проверок представленных в инспекцию деклараций с отраженными суммами налогов. Таким образом, налогоплательщик самостоятельно исчислял налоги и не мог не знать о заявленных им самостоятельно налоговых обязательствах и их фактическом неисполнении. Действуя добросовестно и разумно, фирма не должна была сдать в инспекцию недостоверный ликвидационный баланс.

При этом представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого лица, рассматривается как непредставление документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в госрегистрации ликвидации юрлица на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 федерального закона 129-ФЗ, указали суды (постановление кассации Ф03-4507/2016 от 23.09.2016).