Компания в налоговой декларации по НДС заявила вычет по приобретению товара (рыбной муки и биодобавок). В подтверждение были представлены договоры поставки, дополнительные соглашения, товарные накладные, счета-фактуры, платежные документы. Приобретенный товар был в дальнейшем реализован.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании налог на прибыль, пени и штраф, указав на необоснованность налоговых вычетов по ряду контрагентов. Инспекция ссылается на отсутствие у контрагентов возможности исполнения сделок (отсутствие необходимых ресурсов), а также непроявление компанией должной осмотрительности при выборе контрагентов. Согласно заключению эксперта подписи от имени руководителей контрагентов на договорах поставки, товарных накладных и счетах-фактурах, выполнены не ими, а другими лицами, при этом руководители контрагентов не подтвердили наличие полномочий для подписания первичных документов от имени компаний у иных лиц.

Суды трех инстанций (дело № А08-6153/2015) отклонили эти доводы и отменили решение инспекции, указав, что обязанность по составлению счетов-фактур, служащих основанием для применения налогового вычета, возлагается на продавца.

В данном случае контрагенты были зарегистрированы в качестве юрлиц, сведения о них и об их руководителях были включены в ЕГРЮЛ, реальность сделки не опровергнута. При заключении договоров налогоплательщик получил от контрагентов учредительные документы, свидетельства о постановке на учет в налоговых органах, а также приказы о назначении исполнительных органов.

Суды (постановление кассации Ф10-2890/2016 от 24.08.2016) пояснили, что обязанность по проверке полномочий лица, обратившегося с заявлением о госрегистрации, возложена на налоговые органы, и для любых третьих лиц сведения, содержавшиеся в государственном реестре являются достоверными, в том числе относительно полномочий должностных лиц. Налогоплательщик не наделен полномочиями по проверке достоверности сведений, содержащихся в федеральных информационных ресурсах.