ООО «Э» заявило вычет в налоговой декларации по НДС по операциям приобретения товара у ОАО «Т» и его доставки ООО «Т».

По результатам камеральной проверки ИФНС сочла сделки формальными и отказала в вычете. По мнению инспекции, сделки направлены на создание фиктивного документооборота с использованием номинальных поставщиков товаров и услуг, не принимавших реального участия в поставке и перевозке товара, а использовавшихся для увеличения его стоимости и, соответственно увеличения размера налоговой выгоды.

Суд первой инстанции (дело № А40-87379/2014) отменил решение инспекции, указав на представление налогоплательщиком полного комплекта документов. Суд установил, что договор поставки был подписан на взаимовыгодных условиях – поставщик получил возможность пролонгирования сделки с гарантированной оплатой, а покупатель – отсрочку платежа 180 дней. Кроме того, информация об ОАО «Т» с 2010 года размещена на сайте disclosure.ru, использующемся для раскрытия информации о ценных бумагах. ООО «Т», в свою очередь, для выполнения перевозки привлекло предпринимателей.

Апелляция отменила решение суда, установив, что и поставщик и перевозчик не имели необходимых ресурсов для ведения деятельности, у них отсутствовали расходы, характерные для ведения реальной деятельности (оплата ГСМ, аренда гаражей, заработная плата водителям, грузчикам). В транспортных накладных указан адрес склада, который фактически, как указано в протоколе осмотра, отсутствует. Длительная рассрочка и минимальные суммы налогов к уплате контрагентами также, по мнению суда, указывают на формальность сделки.

Окружной арбитражный суд оставил в силе решение суда первой инстанции, признав доказательства инспекции недостаточными. По мнению кассации, не доказано, что единственной целью, которую преследовал налогоплательщик, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды.

Судебная коллегия ВС (305-КГ16-4155 от 20.07.2016) не дала оценки выводам судов по существу, но при этом раскритиковала попытки окружного арбитражного суда учесть формальные обстоятельства дела - кассация не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции. В обязанности кассации входит установление нарушений норм права. Кроме того, окружной суд подверг сомнению право инспекции истребовать дополнительные документы при камеральной проверке декларации с вычетами НДС, однако это право прямо предусмотрено пунктом 8 статьи 88 НК. В итоге осталось в силе решение налоговой.