Самоустранение руководителя контрагента от контроля за фирмой не говорит об отсутствии поставки
© iinsider.biz

ООО «Э» занималось оптовой торговлей зерном и приобретало у ООО «К» пшеницу. В подтверждение покупки ООО «Э» представило договор, счет-фактуру и товарную накладную ТОРГ-12.

По результатам камеральной проверки ИФНС отказала в вычете НДС, указав на наличие у контрагента признаков фирмы-«однодневки», непредставление документов в рамках встречной проверки, отсутствие у контрагента имущества и представление деклараций с нулевыми показателями налогов к уплате. Кроме того, единственный учредитель и директор контрагента подтвердил, что участвовал в регистрации организации за вознаграждение и никакого отношения к деятельности компании не имеет. При этом факт приобретения зерна не оспаривается.

Суды трех инстанций (дело № А12-49639/2015) отменили решение инспекции, признав, что допущенные контрагентом нарушения действующего законодательства и его недобросовестные действия не могут являться основанием для отказа в вычетах.

В решении кассации указано: «самоустранение руководителя … от ... контроля за фактически осуществляемой деятельностью организации не может свидетельствовать о невыполнении поставки товара».

По мнению судов (постановление кассации Ф06-11950/2016 от 12.08.2016) на ответственность руководителя за совершаемые от его имени действия не влияют обстоятельства, при которых происходила регистрация компании, а также размер полученного за это вознаграждения. При этом доказательств, что проверяемый налогоплательщик знал об этих обстоятельствах, инспекцией не представлено.