В июле 2007 года в инспекцию поступило нотариально заверенное заявление о регистрации Р. в качестве индивидуального предпринимателя с приложением документов, в том числе копии паспорта. Запись о регистрации предпринимателя была внесена в ЕГРИП.

В июле 2013 года в адрес Р. поступило письмо о необходимости представления декларации по НДФЛ за 2012 год.

Он обратился сначала в инспекцию, а затем и в прокуратуру, поясняя, что заявление о регистрации не подавал.

По результатам почерковедческой экспертизы установлено, что рукописные записи в заявлении от имени Р. выполнены иным лицом, также как и подпись на заявлении.

Суд первой инстанции (дело № А01-1541/2015) отказал в удовлетворении требований.

Апелляция и кассация отменили его решение, признав, что инспекция зарегистрировала предпринимателя в отсутствие волеизъявления Р. Суды отклонили доводы налоговиков о том, что истец в электронном виде подавал декларации, поскольку это не свидетельствует о подаче деклараций именно им. Уплата страховых взносов на основании постановлений судебного пристава-исполнителя, так же, по мнению судов, не имеет правового значения. Истец пояснил, что оплатил взносы, однако, не понимал, что они были начислены ему как предпринимателю.

При этом суды (постановление кассации Ф08-5016/2016 от 03.08.2016) признали уважительной причину пропуска истцом срока на обращение в суд.