
А. работала в банке по трудовому договору. Согласно допсоглашению к трудовому договору (заключенному за 4 дня до отзыва у банка лицензии) при расторжении трудового договора ей положена выплата компенсации в размере 6 должностных окладов.
В апреле 2014 года у банка была отозвана лицензия, а в октябре 2014 года А. была уволена по пункту 2 части 1 статьи 81 ТК - в связи с сокращением штата работников.
А. обратилась в суд (апелляционное определение от 10 марта 2016 г. по делу N 33-4820/2016) с иском о взыскании компенсации при увольнении, процентов за пользование чужими денежными средствами и компенсации морального вреда.
Суд первой инстанции удовлетворил ее требования, указав, что трудовое законодательство не запрещает установление непосредственно в индивидуальном трудовом договоре условий о выплате повышенного выходного пособия.
Апелляция отменила решение суда и разъясняет следующее.
Статей 178 ТК предусмотрена возможность установления повышенных размеров выходных пособий. Однако выплата работнику компенсаций, в том числе, связанных с расторжением заключенного с ним трудового договора, должна быть предусмотрена законом или действующей в компании системой оплаты труда, устанавливаемой коллективным договором, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В данном случае, такая обязанность внутренними локальными актами компании не установлена.
В решении апелляции указано: «несоразмерно высокое выходное пособие следует расценивать как злоупотребление правом, поскольку оно не создает дополнительной мотивации работника к труду, не отвечает принципу адекватности компенсации, тем более, предусматривая указанную выплату при увольнении в условиях отзыва … лицензии и введения процедуры конкурсного управления».