В письме от 02.06.2016 N ГД-4-8/9849 ФНС рассказала, как налоговики могут с должным эффектом сообщать в правоохранительные органы о фактах сокрытия налогоплательщиками денежных средств и иного имущества, на которое может быть обращено взыскание недоимки.

Данный состав преступления предусмотрен статьей 199.2 УК. Сокрыть имущество могут:

  • собственник имущества;
  • руководитель организации - налогоплательщика (плательщика сбора), либо организации - налогового агента;
  • иное лицо, выполняющее управленческие функции в такой организации;
  • ИП или налоговый агент.

"Под статью" попадает крупный размер - стоимость сокрытого имущества, которое могло бы быть направлено на погашение недоимки свыше 1,5 млн рублей. Уголовная отвественность может наступить при наличии умысла и после истечения срока, установленного в полученном требовании об уплате налога и (или) сбора.

Обстоятельствами, свидетельствующими о сокрытии денежных средств или имущества, могут быть:

  • перечисление руководителем организации денежных средств кредиторам путем дачи финансовых поручений дебиторам произвести оплату, минуя расчетные счета в банке организации-налогоплательщика;
  • использование наличных денежных средств, минуя расчетные счета, в отношении которых применена ст. 76 НК (заблокирован счет), например через кассу предприятия;
  • использование денежных средств с бюджетного счета, на которые возможно приобретение векселей с целью их дальнейшего использования для расчетов с контрагентами;
  • открытие новых расчетных счетов;
  • несдача денежной выручки в кассу;
  • утаивание информации о денежных средствах или имуществе и документов, их удостоверяющих (в том числе бухгалтерских и иных учетных документов);
  • несообщение или искажение информации о денежных средствах или имуществе в бухгалтерских документах;
  • отчуждение имущества;
  • совершение с имуществом мнимых сделок.

Признаки, свидетельствующие о сокрытии, могут быть следующие:

1) отсутствие деловой цели в осуществленной хозяйственной операции;

2) темп роста расходов по бухгалтерской отчетности превышает темп роста расходов по налоговой отчетности;

3) налогоплательщик заключает договоры, по которым денежные средства зачисляются на счета третьей компании;

4) имеют место хозоперации по реализации с существенной рассрочкой платежа, что приводит к образованию большого объема дебиторской задолженности;

5) заключение "формальных" ("сомнительных") договоров с третьими лицами (к таким договорам могут быть отнесены договоры займа, договоры оказания услуг и так далее);

6) в цепочке приобретения или реализации товаров, работ или услуг участвуют фирмы, у которых присутствуют признаки "фирм-однодневок";

7) налогоплательщик препятствует налоговому контролю.

Источниками информации о сокрытии, в частности, могут быть:

  • налоговые декларации;
  • бухгалтерская отчетность;
  • акты проверок исполнения законодательства о налогах и сборах;
  • иные формы проведения налогового контроля;
  • материалы проверок исполнения законодательства о налогах и сборах иных органов;
  • заключение эксперта;
  • выписки по банковским счетам налогоплательщиков;
  • сведения из регистрирующих органов.

Расследование уголовного дела по статье 199.2 УК производится следователями следственного комитета РФ. Следователь, получив заявление или сообщение о преступлении, в течение трех суток с момента поступления такого сообщения проводит доследственную проверку, в ходе которой он вправе производить процессуальные действия и собирать доказательства, необходимые для закрепления следов преступления. Срок доследственной проверки может быть продлен руководителем следственного органа до 10 суток, а в исключительных случаях - до 30-ти суток.

По результатам проверки заявления или материала следователь выносит решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении уголовного дела, или о передаче материалов по подследственности для принятия процессуального решения.

С целью сбора доказательственной базы, подтверждающей сокрытие, материалы также могут быть направлены налоговым органом в органы внутренних дел для проведения мероприятий оперативно-розыскной деятельности. При этом в соответствии с федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ результаты оперативно-розыскной деятельности могут направляться в налоговые органы.