ООО «Р» отразило в учете приобретение у ООО «М», «С» и «В» товаров за наличный расчет через подотчетных лиц. Подотчетные лица впоследствии представляли авансовые отчеты о произведенных затратах с приложением соответствующих документов и контрольно-кассовых чеков.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила НДС, пени и штраф, установив отсутствие у контрагентов необходимых ресурсов для ведения деятельности, непредставление документов по требованию инспекции. Руководители указанных контрагентов не явились для дачи свидетельских показаний о заключенных спорных сделках. В ходе контрольных мероприятий на предмет достоверности сведений контрольно-кассовых чеков установлено, что кассовые чеки, выданные ООО «С», напечатаны на контрольно-кассовой технике с индексом "Ф", то есть не имеющей в своем составе ЭКЛЗ. Ширина используемой чековой ленты составляет 44 мм, в то время как в стандартном оснащении данная ККТ имеет формат печатающего принтера под чековую ленту шириной 57 мм. Кассовые чеки, выданные ООО «М» и «В», имеют одинаковые значения криптографического кода и его порядкового номера (последняя строка на кассовом чеке), что противоречит самому принципу работы ЭКЛЗ в составе ККТ - не соблюдается принцип увеличения номера в соответствии с последовательностью их печати. ИНН контрагентов, указанный в чеках, не соответствует фактическому.

Суды трех инстанций (дело № А41-62023/2015) согласились с выводами инспекции, признав формальным оформление сделок без соответствующего экономического содержания, и как следствие, неправомерность снижения подлежащих уплате сумм НДС.

Суды (постановление кассации  Ф05-7810/2016  от 21.06.2016) обратили внимание на отсутствие доказательств, свидетельствующих о принятии налогоплательщиком мер по установлению деловой репутации контрагентов, и указали, что неблагоприятные последствия недостаточной осмотрительности ложатся на лицо, заключившее такие сделки, и не могут быть перенесены на бюджет.