ИП на общем режиме применял кассовый метод учета, то есть в соответствии с пунктом 3 статьи 273 НК учитывал затраты (в составе профессиональных вычетов) по мере их оплаты.
По результатам выездной проверки за 2010-2012 годы ИНФС доначислила НДФЛ, пени и штраф, исключив расходы на строительно-монтажные работы, выполненные рядом фирм. Инспекция указала на документальную неподтвержденность оплаты работ, поскольку имела место оплата наличными денежными средствами в суммах более 100 тысяч рублей.
Суды трех инстанций (дело № А65-14760/2014) отменили решение инспекции, установив, что представленные документы (договоры, счета-фактуры, акты выполненных работ по форме КС-2,3, локальные сметы, квитанции к приходно-кассовым ордерам ) отвечают требованиям, установленным нормами налогового законодательства – содержат адреса, ИНН, ОГРН контрагентов, значащихся в ЕГРЮЛ, наименование, объем, цену и характер выполненных работ (услуг), сведения о затратах труда и применении механизмов, подписаны от имени подрядчиков уполномоченными руководителями, значащимися в выписке из ЕГРЮЛ, и скреплены печатью.
Суды разъяснили, что форма оплаты, выбранная участниками сделки, не противоречит нормам налогового, гражданского законодательства, закону «О бухгалтерском учете». ИП вправе учесть в расходах фактически произведенные и подтвержденные расходы, связанные с получением дохода (пункт 1 статьи 221 НК). Таким образом, законодатель не ставит применение профессиональных налоговых вычетов в зависимость от формы оплаты обязательств по договору.
Согласно указанию Банка России от 07.10.2013 N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов" при необходимости использовать наличку в операциях с юрлицами и (или) ИП предприниматель может при соблюдении ограничения по сумме - 100 тысяч рублей на один договор. Однако, по мнению судов (постановление кассации Ф06-8275/2016 от 28.04.2016), факт оплаты наличными деньгами в размере, превышающем 100 тысяч рублей, не может привести к доначислениям.
То есть оплата к кассу подрядчика не подтверждает отсутствие фактической оплаты расходов, а отсутствие документов, подтверждающих источник получения предпринимателем наличных денежных средств, не может являться надлежащим доказательством, так как обязанностью налогоплательщика является подтверждение факта оплаты понесенных расходов.