В 2012 году компания учла в расходах убытки от затопления арендованного склада, представив в подтверждение акт, выданный организацией ЖКХ, удостоверяющий факт затопления водой подвального помещения в результате протечки трубы. Компания классифицировала ущерб как полученный от чрезвычайных ситуаций, в частности, от потопа.

По результатам выездной проверки ИФНС "срезала" эти расходы, доначислила налог на прибыль, пени и штраф.

Суды трех инстанций (дело № А53-6102/2015) признали законным решение инспекции.

Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 265 НК к внереализационным расходам приравниваются убытки, в частности, потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий таких бедствий и ситуаций.

Согласно ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения», утвержденному постановлением Госстандарта от 25.05.1995 № 267, затоплением является покрытие территории водой в период половодья или паводков. Указанное определение, как и наводнение и подтопление, отнесены к опасным гидрологическим явлениям и процессам (чрезвычайным ситуациям). Уничтожение товара в результате выхода из строя водопроводной трубы не относится к чрезвычайной ситуации, убытки от которой могут быть учтены в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 265 НК.

Суды учли, что сотрудники ЖКХ, подписавшие акт, в инспекцию для пояснений не явились, должностные лица организации ЖКХ не подтверждают оказание услуг по откачке воды из подвального помещения, подпись директора налогоплательщика в акте отсутствует, по адресу, указанному в акте, находится несколько фирм, в связи с чем невозможно установить, чье имущество и в каком объеме пострадало. Доказательств наличия имущества налогоплательщика на складе компанией не представлено.

Судья ВС (308-КГ16-3728 от 26.05.2016) отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.