Компания по разделительному балансу получила ранее бывшие в употреблении основные средства. Их остаточная стоимость и принадлежность к амортизационным группам были определены в соответствии с разделительным балансом и актом приема передачи ОС-1. На основании заключения комиссии с участием принимающей и передающей стороны компания установила сроки полезного использования как срок полезного использования для соответствующих новых основных средств, установленный Классификатором основных средств, уменьшенный на коэффициент 1,2.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог на прибыль, налог на имущество, пени и штраф, посчитав эту методику необоснованной.

Суды трех инстанций (дело № А27-15385/2015) признали решение инспекции недействительным, указав, что примененная компанией методика определения срока полезного использования и нормы амортизации не противоречит положениям главы 25 НК.

В соответствии с пунктом 7 статьи 258 НК компания, приобретая объекты, бывшие в употреблении, вправе определить норму амортизации исходя из срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации имущества предыдущими собственниками. Если срок фактического использования у предыдущих собственников окажется равным или превысит срок полезного использования основного средства, налогоплательщик вправе самостоятельно определять срок полезного использования этого основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов.

В данном случае, по мнению судов (постановление кассации Ф04-1603/2016 от 05.05.2016), компания учла степень физического и морального износа, ожидаемые сроки эксплуатации, режим работы, естественные условия, требования техники безопасности и другие факторы.