В декабре 2013 года компания обратилась в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы НДФЛ за 2010-2012 годы год (с доходов работников и дивидендов акционеров). В подтверждение компания представила реестры справок по форме 2-НДФЛ, платежные документы, расчеты, таблицы, письма регистратора.

Инспекция отказала в возврате, сославшись на пропуск срока для подачи завления по переплате 2010 года, а также считая, что установить факт переплаты можно только по результатам проведения выездной налоговой проверки. 

Суды трех инстанций (дело № А40-100709/2014) признали недействительным решение инспекции, разъяснив, что возврат налоговому агенту перечисленной в бюджет суммы налога производится согласно статье 78 НК – по письменному заявлению, которое может быть подано в течение трех лет со дня излишней уплаты (пункт 7 статья 78 НК).

В решении кассации указано: "до подачи в налоговый орган реестра справок по форме 2-НДФЛ за соответствующий год у налогового агента отсутствуют объективные данные о размере возможной переплаты по НДФЛ, в связи с чем моментом возникновения переплаты по этому налогу за определенный налоговый период, исходя из специфики его исчисления и уплаты (ст.ст. 226, 230 Налогового кодекса РФ), у налогового агента является дата представления реестра справок по форме 2-НДФЛ за соответствующий период".

В данном случае компания представила реестры справок 2-НДФЛ за 2010 год по обоим видам доходов 30 марта 2011 года, следовательно, эта дата и является датой возникновения и обнаружения налоговым агентом переплаты – заявление о возврате подано в декабре 2013 года, то есть в пределах установленного статьей 78 НК срока.

В суде инспекция наличие переплаты не оспаривала.

Суды (постановление кассации Ф05-5904/2016 от 16.05.2016) также отметили, что положения статьи 78 НК не содержат требования об обязательном проведении выездной проверки в качестве необходимого условия для возврата НДФЛ налоговому агенту - все необходимые для проверки размера заявленной переплаты документы у инспекции имелись.