Президентом РФ подписан и официально опубликован федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ" . Закон вступит в силу через месяц после опубликования (за исключением некоторых норм, для которых оговорены иные сроки начала действия).

Новые формы и форматы налоговых деклараций, расчетов, поправки в них будут вступать в силу не ранее чем через два месяца после официального опубликования (сейчас по умолчанию действует общий срок для приказов и постановлений - 10 дней). Новшество не будет касаться изменений, вносимых в формы счета-фактуры, книги продаж, других документов, применяемых в целях НДС (как это могло бы быть в случае принятия начальной версии законопроекта. Кроме того, в отличие от нее, принятый закон не меняет критерии по численности для обязательного представления налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме. Подробнее об отличиях принятого закона от первоначального законопроекта изложено здесь).

Налогоплательщикам, на которых возложена обязанность представлять декларацию по НДС в электронной форме, теперь запрещено давать пояснения, которые затребованы налоговиками по итогам камералки по НДС, в бумажном виде. Пояснения придется также давать по ТКС через оператора ЭДО, а "бумажные" пояснения налоговики будут игнорировать. Ответственность за непредставление электронных пояснений (или уточненки) будет той же, которая установлена за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений (по статье 126.1 НК - при однократном нарушении штраф 5000, при повторном в течение года - 20 тысяч рублей). Данные поправки начнут действовать с 2017 года.

По налоговым льготам ИФНС сможет истребовать не только документы, но и пояснения, на представление которых налогоплательщикам будет отведено 5 дней.

В статью 93 НК, посвященную истребованию документов при проведении налоговой проверки, вносится требование о том, что представляемые налогоплательщиком документы должны быть пронумерованы и прошиты в соответствии с требованиями, утверждаемыми ФНС. Вводится возможность представлять сканы документов, изначально оформленных в бумажном виде, при этом скан должен соответствовать установленному ФНС формату.

Вносятся поправки в статью 101 НК, посвященную вынесению решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки. Оговаривается возможность принятия решения о допмероприятиях по итогам рассмотрения материалов проверки. Если оно будет принято, то итоги допмероприятий также рассматриваются руководителем ИФНС (его замом), после чего в течение 10 дней принимается решение по итогам проверки. Таким образом, сроки вынесения решения корректируются на сроки, необходимые для допмероприятий, при этом уточняется процедура.

Уточняется, что ознакомление с материалами проверки и допмероприятий может производиться путем их визуального осмотра, изготовления выписок, снятия копий. Устанавливаются сроки для ознакомления. По результатам допмероприятий проверяемое лицо сможет представлять свои возражения в письменном виде в 10-дневный срок.

Уточняются положения об использовании физлицами личного кабинета. Согласно действующей редакции НК физлицо-пользователь ЛК не может получать бумаги от ИФНС по почте, пока не откажется от использования ЛК. Закон смягчает нормы в этой части - можно будет направить налоговикам уведомление с просьбой присылать документы по "обычной" почте, не отказываясь от использования ЛК.

Расширяются и уточняются обязанности лиц, которые должны сдавать декларации в электронном виде, обеспечить тем же путем прием документов от налоговиков. На это отводится 10 дней. Если указанная возможность не обеспечена, то у налоговиков появляется право заблокировать счет налогоплательщика (вносится дополнение в статью 76 НК). Эти положения вступят в силу с 1 июля 2016 года. Оговаривается порядок действий, если документы от налоговиков будет получать уполномоченный представитель.

Вносятся изменения и дополнения в порядок обжалования решения налогового органа в вышестоящем налоговом органе. В частности, приостановление исполнения обжалуемого акта станет возможным в случае представления налогоплательщиком банковской гарантии, по которой банк обязуется уплатить сумму налога, сбора, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению.

Уточняется ряд норм о налоговом мониторинге, в частности, для налогоплательщиков, оформивших мониторинг, вводится возможность согласовывать планируемые сделки и операции с налоговыми органами.