Минфин подготовил обзор правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Минфина.
В обзоре, в частности, упоминается решение ВС от 24 ноября 2015 г. N АКПИ15-1111, о котором, а также об апелляционном решении по которому мы в свое время сообщали.
Истец - организация - оспаривал норму положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, согласно которой налогоплательщик должен создать условия для проверки фактического наличия имущества. В частности, следует обеспечить проверяющих рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой (приказ Минфина от 10 марта 1999 г. N 20н/ГБ-3-04/39).
По мнению компании, эта норма приводит к дополнительным материальным затратам налогоплательщика в виде оплаты труда, приобретения средств измерений. При этом согласно НК обязанности налогоплательщиков могут устанавливаться только актами законодательства о налогах и сборах. НК соответствующие обязанности не предусмотрены.
ВС отказал истцу, указав на пункт 1 статьи 4 НК, которым предусмотрено право Минфина определять порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при выездной налоговой проверке.
Суд пояснил, что налогоплательщик обязан обеспечить налоговый орган при проведении инвентаризации только той рабочей силой и тем оборудованием, которые имеются у него. "Оспариваемое положение не требует от налогоплательщика осуществления каких-либо дополнительных затрат на приобретение того оборудования, которого у него нет в наличии к моменту проведения налоговым органом инвентаризации, а также не содержит предписаний о найме дополнительной рабочей силы", - указал ВС.