Налоговики не имеют права направлять инкассо по истечении отведенного на это времени, независимо от причины просрочки. Такой вердикт вынес Президиум ВАС по делу № А72-4706/06-12/184.

Напомним, что согласно п. 3 ст. 46 Налогового кодекса решение о взыскании за счет денежных средств на счетах компании принимается не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога. Однако, как показывает практика, инспекторы чувствуют себя в этих рамках достаточно скованно и нередко пытаются их расширить.

Так, ульяновские налоговики в 2006 году внезапно вспомнили о неких давнишних долгах местной компании и повторно направили на ее расчетный банковский счет переоформленные инкассовые поручения, которые были выставлены аж в 2001 году, а в 2003-м отозваны. Цена вопроса составляла без малого 58 миллионов рублей, коммерсантам с такой суммой расставаться не хотелось, и они обратились в суд. Доказав свою правоту в первой и апелляционной арбитражной инстанции, фирма, однако, проиграла кассационное разбирательство. Признавая действия налоговиков правомерными, судьи указали, что «направление инкассо в банк в 2006 году не было связано с отказом инспекции от бесспорного списания задолженности общества в 2003 году», и сумма по повторным поручениям совпадает с «первичными».

Восстанавливать справедливость пришлось, как всегда, Президиуму ВАС, который пояснил, что указанный в п. 3 ст. 46 Налогового кодекса 60-дневный срок применяется ко всей процедуре взыскания налога и пеней, осуществляемой во внесудебном порядке. Следовательно, инкассо, выставленное позднее, должно автоматически признаваться недействительным.