Участники налогового форума РСПП, прошедшего вчера в Ritz-Carlton в рамках стартовавшей Недели российского бизнеса РСПП, сошлись во мнении, что фискальная нагрузка в России рассчитывается некорректно и должна быть снижена. Ответ вчера, однако, прозвучал лишь на вопрос "Как считать?" — на форуме был презентован новый способ измерения бремени. Предложений на тему "Что снижать?" в условиях сжатия доходов бюджета выдвинуть никто не решился. Судя по дискуссии на форуме, единственной большой налоговой темой, на которой сейчас сфокусируется крупный бизнес, станет реформа страховых взносов — предприниматели опасаются, что к смене администратора платежей будет "приложен" еще и рост нагрузки. 

В 2016-м ежегодная налоговая конференция РСПП была переименована в налоговый форум — но веса это мероприятию не добавило. Главный для такого рода собраний докладчик — сменивший Сергея Шаталова новый "налоговый" замминистра финансов Илья Трунин — в Ritz-Carlton не приехал. Между тем заявленная тема его несостоявшегося выступления "Фискальная нагрузка в основных направлениях налоговой политики на 2017-2019 годы" звучала интригующе. Ведь о "направлениях" Минфина на трехлетку пока ничего не известно — в частности, всех интересует развитие событий с передачей сбора страховых взносов от внебюджетных фондов к ФНС. 

Впрочем, градус некогда бурных и весьма представительных дискуссий на площадке РСПП сейчас в любом случае был бы снижен — из-за наложенного Владимиром Путиным моратория на изменение налогов вплоть до следующих президентских выборов. Публично говорить о намерениях поднять ставки чиновникам нельзя (про страховые платежи вроде бы можно, поскольку официально они к налогам не относятся), всерьез обсуждать идеи их сокращения на фоне дыры в бюджете размером более чем 2 трлн руб.— не вполне уместно. Все, что остается в этих условиях,— искать резервы в администрировании и пытаться упорядочить имеющиеся налоги. 

Это, собственно, и стало темой главного доклада на форуме. Компания ФБК и налоговый комитет РСПП представили новый способ оценки уровня фискальной нагрузки на бизнес. Все действующие методики, по оценке представителя ФБК Игоря Николаева, не подходят для корректного макроэкономического анализа. Всемирный банк (ВБ) считает бремя без учета соцвзносов, Минфин — как долю налогов в ВВП без разбивки по видам деятельности. ФНС отраслевую специфику учитывает, но сопоставляет сумму уплаченного в бюджеты с выручкой, а не с новой стоимостью. В результате показатель налоговой нагрузки у ВБ составляет 15,1%, у Минфина — 34,4%, у ФНС — 9,8%. При этом по всем вариантам уровень бремени в последние годы стабилен. 

ФБК и РСПП предлагают включить в фискальную нагрузку все налоги плюс страховые взносы и страховые премии за обязательное страхование опасных производственных объектов и минус НДФЛ (поскольку де-факто его платят физлица). Получаемую сумму предложено соотносить с валовой добавленной стоимостью, из которой вычтена амортизация. Полученный по такой методике показатель нагрузки — 23,9% в 2015 году. По ней налоговое бремя в РФ в последние годы растет даже без изменения ставок, и сейчас оно выше, чем в кризис 2009 года. Зафиксированный в резолюции форума вывод РСПП — фискальную нагрузку в РФ надо снижать. 

Новых и определенных идей, с чего здесь можно начать, вчера, впрочем, не прозвучало. Заместитель главы Минэкономики Станислав Воскресенский заявил, что тема будущей нагрузки — это вопрос не ставок, а понимания того, "сколько государства будет в экономике": если тренд будет на рост его доли, неизбежно будут расти и налоги. Замминистра назвал уместным вопрос о возврате к единому социальному налогу (ЕСН), отметив, что "такие дискуссии сейчас ведутся". Президент РСПП Александр Шохин также говорил вчера вовсе не о снижении налогов, а беспокоился по поводу их возможного роста. По его словам, в случае реализации "не очень разумной" идеи отмены пониженной ставки взносов на высокие зарплаты их общую ставку для неувеличения нагрузки надо будет снижать с 30% до 27%. Глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров, впрочем, заверил собравшихся, что, несмотря на все разговоры, изменения на деле коснутся лишь администрирования взносов и роста нагрузки не будет. Что касается ее снижения, то главный резерв здесь, по его словам,— это увеличение собираемости налогов.