Компания получила от своего участника 15 векселей в счет увеличения чистых активов, а затем на основании договора купли-продажи передала их третьему лицу. Расчеты по реализации векселей произведены взаимозачетом.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании налог на прибыль, пени  и штраф, указав, что компания должна учесть доход от реализации ценных бумаг.

По мнению компании, результатом реализации векселей является отсутствие налоговой базы, поскольку полученный доход от этой операции равен расходам (возникшим обязательствам). Внесением векселей в счет увеличения чистых активов участник компании увеличил ее имущество, но не освободил последнюю от имущественной обязанности перед этим участником в виде доли в капитале компании.

Суд первой инстанции (дело № А41-39593/2015) согласился с выводами компании.

Апелляция отменила его решение, разъяснив, что НК и иные законодательные акты не содержат положений о том, что доход не подлежит налогообложению в случае его получения за счет безвозмездно полученного имущества, передача векселей и их дальнейшая реализация рассматриваются как две различные операции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 280 НК доходы налогоплательщика от операций по реализации или иного выбытия ценных бумаг определяются исходя из цены реализации, а расходы - исходя из цены приобретения ценной бумаги и затрат на ее реализацию. При этом, если ценные бумаги получены налогоплательщиком безвозмездно, то есть отсутствуют расходы на их приобретение, налогоплательщик вправе отнести на расходы только затраты на реализацию данных ценных бумаг.

В рамках данного спора при реализации или погашении ценных бумаг расходы признаются равными нулю (статьи 252, 265, 280 НК). Таким образом, выручка от реализации ценных бумаг подлежит включению в доходы. В расходах компания вправе учесть затраты на реализацию ценных бумаг.

Кассация (Ф05-988/2016  от 02.03.2016) оставила в силе решение апелляции.