Зарубежному сырью и комплектующим для медицинской промышленности, аналоги которых не производятся в России, обеспечат льготные условия.

Как выяснили «Известия», правительственной комиссией были одобрены и рекомендованы к рассмотрению на заседании правительства поправки в Налоговый кодекс РФ, предусматривающие освобождение от налога на добавленную стоимость (НДС) медицинского сырья и комплектующих изделий, аналоги которых не производятся на территории России. Например, если речь идет об инвалидном кресле, то ввезенное из-за рубежа будет стоить в разы дороже, чем аналогичное, собранное в России с применением зарубежных комплектующих. Соответствующий федеральный закон уже подготовлен Министерством финансов.

Для реализации предлагаемой нормы планируется внести изменения в действующий подпункт 2 статьи 150 Налогового кодекса. Действующая версия статьи содержит перечень медицинских товаров, не подлежащих налогообложению при реализации на территории России. Сюда относятся: линзы, оправы для очков, технические средства, включая мототранспорт и материалы, которые могут быть использованы для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, протезно-ортопедические изделия, важнейшие и жизненно необходимые медицинские изделия (медицинские приборы, кресла-коляски, костыли, зондирующие инструменты, иглы и пр.).

«В целях соблюдения принципа равенства налогообложения, предусмотренного в статье 3 Налогового кодекса, предлагается освободить от уплаты НДС на ввоз на территорию России товаров, указанных в статье, а также сырья и комплектующих изделий, которые предназначены для производства указанных товаров и аналоги которых не производятся в России», — говорится в тексте документа (есть в распоряжении «Известий»).

Освобождение от налогообложения возможно при условии представления декларантом в таможенные органы документа, подтверждающего целевое назначение сырья и комплектующих изделий и отсутствие их аналогов, производимых в России.

— Предлагаемый инструмент является шагом к поддержке локального производителя и промышленности в целом. Ранее подобные меры были применены в отношении оборудования для производства лекарственных средств и препаратов. К сожалению, фактически в стране на сегодняшний день практически не производится оборудование, которое востребовано отраслью и соответствует мировым стандартам, — рассказал генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей и член комитета по содействию модернизации и технологическому развития экономики России Торгово-промышленной платы Виктор Дмитриев.

Меры правительства по импортозамещению в сфере оборота лекарств были восприняты неоднозначно, а реализация плана правительства не обошлась без шероховатостей. К примеру, в прошлом году было опубликовано постановление, направленное на ограничение закупок для государственных и муниципальных нужд зарубежных лекарственных препаратов. Согласно решению правительства, госзаказчики не имеют права принимать заявки на поставки лекарств, произведенных за пределами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), если на территории союза есть аналогичные лекарства. Это вызвало нехватку зарубежных вакцин и препаратов, которые не смогли подстроиться под действующие законы и пройти сертификацию. Об этом говорила в конце прошлого года и глава Минздрава Вероника Скворцова, отмечавшая, что Россия пока очень импортозависима — более 70% препаратов являются импортными или имеют в составе субстанцию иностранного производства.

Со временем выяснилось, что и целый рынок протезно-ортопедических товаров также не был готов к сложившимся обстоятельствам. Председатель отраслевого отделения по реабилитационной индустрии «Деловой России» и эксперт ОНФ по делам инвалидов Александр Лысенко отметил, что 60-70% составляющих протезов производятся зарубежными компаниями, а учитывая экономическую ситуацию, нельзя обойти стороной и возможность повышения цен на протезно-ортопедические товары.  

— Понятно, что всё это должно способствовать развитию импортозамещения. Цель благая. Только здесь должно быть второе условие. Не просто наличие аналога, а наличие аналога, который по своим функциональным, качественным характеристикам не будет уступать импортным изделиям. Аналог аналогу рознь. Надо определить орган, который не просто механически сравнивал бы аналоги, но и оценивал функциональные свойства. Какое-то готовое устройство сравнить можно. А сырье? Кто будет принимать на себя ответственность? Вполне понятно, что конкуренция формируется не по признаку одинакового названия, а по принципу превосходства функционала и качества, а не просто потому что они называются одинаково, — отметил Александр Лысенко. 

Эксперт также добавил, что появившиеся в свое время зарубежные аналоги подстегнули отечественные предприятия подтянуть свой уровень до международного и сейчас подобные меры могут быть стимулом для российского производителя.