В письме от 19 июня 2015 года № 03-01-18/35527 Минфин напомнил, что контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным не может быть предметом выездных и камеральных налоговых проверок.

Оценка сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сделок и функциональный анализ производятся ФНС России. Территориальные налоговые органы не имеют полномочий производить соответствующие действия с целью проверки соответствия сумм полученных доходов рыночному уровню в рамках выездных и камеральных налоговых проверок.

В то же время частью второй НК предусмотрено, что в ряде случаев налоговая база исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 НК (в том числе по товарообменным (бартерным) операциям, реализации на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, передаче товаров (результатов выполненных работ, оказании услуг) при оплате труда в натуральной форме). Контроль соответствия цен, примененных в таких сделках, рыночным ценам может быть предметом выездных и камеральных налоговых проверок. Если указанные сделки совершаются между взаимозависимыми лицами, но при этом не отвечают признакам контролируемых, для целей определения фактической цены сделки, в которой предполагается занижение суммы налога, подлежащего уплате, ФНС считает возможным применять методы, установленные главой 14.3 НК.

В отношении иных сделок между взаимозависимыми лицами, не подпадающих под критерии контролируемых сделок, ФНС отметила следующее. Сделки, не признаваемые контролируемыми в соответствии с пунктом 4 статьи 105.14 НК, а также сделки, по которым объем доходов не превышает установленные статьей 105.14 НК суммовые критерии, не могут выступать предметом налогового контроля с целью проверки соответствия цен рыночным ценам как в рамках проверки полноты исчисления и уплаты налогов, проводимой ФНС России, так и в рамках выездных и камеральных проверок.

При подозрения на незадекларированную контролируемую сделку территориальным налоговым органом может быть подготовлено информационное письмо в ФНС России, в котором излагаются факты, свидетельствующие о занижении сумм соответствующих налогов. Указанная информация может служить основанием для повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, с последующей проверкой полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

При этом решение о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения вышеуказанной информации. Проведение такой проверки в отношении сделки, совершенной в налоговом периоде, не препятствует проведению выездных и (или) камеральных налоговых проверок за этот же налоговый период.