Компания арендовала часть нежилого помещения, включая торговый зал (136,5 квадратного метра) и площадь (16,2 квадратного метра), определенную в экспликации к поэтажному плану здания как площадь, используемая для камеры хранения вещей покупателей, где были установлены столы и ящики для удобства покупателей. Площадь торгового зала была отделена турникетом. Компания при исчислении ЕНВД учитывала только площадь торгового зала. В декабре 2010 года компания провела перепланировку с изменением площади, предназначенной для камеры хранения вещей покупателей, и включила 13,3 квадратных метра в площадь торгового зала.

По результатам выездной проверки ИФНС решила, что в 2010 году компания не имела права на ЕНВД ввиду превышения лимита площади, используемой для розничной торговли (150 кв.м.), доначислила налоги по общей системе налогообложения. Инспекция указала на статью 346.37 НК, которая предусматривает включение в площадь торгового зала площади проходов для покупателей.

Компания обратилась в суд (дело № А29-923/2015), поясняя, что магазин является магазином самообслуживания, спорные помещения не разграничены капитальными конструкциями. Однако до прохода через турникет посетитель не являлся покупателем, а оплатив товар на кассе и выйдя в спорное помещение, переставал им быть, так как не мог заключать договоры розничной купли-продажи.

Суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным, приняв доводы налогоплательщика о том, что спорная площадь использовалась не только его покупателями, но и покупателями других лиц, ведущих деятельность в здании (в частности, посетителями расположенных рядом ларька бытовой химии и овощного павильона).

Суды разъяснили, что при исчислении физического показателя «площадь торгового зала» площадь проходов, ведущих к торговому залу, не учитывается, за исключением тех случаев, когда налогоплательщик фактически использует ее для розничной торговли.

В решении кассации (Ф01-6017/2015 от 03.02.2015) указано: «при толковании абзаца двадцать второго статьи 346.27 Кодекса необходимо исходить из того, что понятием «проходы для покупателей» охватываются проходы, расположенные внутри самого торгового зала. Проходы же, ведущие к торговому залу, такие, как тамбуры, коридоры, лестницы, вестибюли, под действие данной нормы не подпадают».