Комитет Госдумы по бюджету и налогам рассмотрел на своем заседении разработанный   Мособлдумой законопроект № 759053-6 о внесении изменения в статью 89 части первой Налогового кодекса.

Проектом предложено распространить действие надзорных каникул на налоговые отношения (напомним, что федзаконом N 246-ФЗ от 13 июля 2015 года установлен запрет на проведение в 2016 - 2018 годах плановых проверок в отношении юрлиц, ИП, отнесенных к субъектам малого предпринимательства).

Статью 89 НК «Выездная налоговая проверка» авторы законопроекта считают нужным дополнить пунктом 5.2, предусматривающим трехлетнее освобождение от выездных проверок малых предприятий, по которым предыдущими проверками, охватившими трехлетний период, не выявлены нарушения законодательства РФ о налогах и сборах. Однако в случае реорганизации или ликвидации организации право налогового органа на проведение выездной проверки предлагалось сохранить.

Комитет не поддержал данную инициативу - Госдуме рекомендовано отклонить законопроект в ходе первого чтения.

Проект лишает налоговые органы права на проведение повторных выездных проверок в отношении малого бизнеса, пишет комитет в своем заключении. Такие проверки нужны для контроля вышестоящим налоговым органом за деятельностью налогового органа, ранее проводившего проверку, а также в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

Выездные налоговые проверки проводятся как в отношении организаций, так и в отношении ИП. Однако законопроект, устанавливая ограничение на такие проверки только лишь в отношении организаций, ставит по отношению к ним в неравные условия индивидуальных предпринимателей, отмечает комитет.

"Вызывает также неоднозначное понимание и толкование используемое автором законопроекта дополнение, касающееся «нескольких проверок». Положения законопроекта не позволяют однозначно определить количество проведенных налоговых проверок, по результатам которых не было выявлено нарушений законодательства о налогах и сборах, как основание для освобождения субъектов малого предпринимательства от проведения последующей налоговой проверки сроком на три года. Неясным остается вопрос и о виде этих нескольких налоговых проверок – выездных либо камеральных. Комитет также обращает внимание, что выездная налоговая проверка может проводиться по одному или нескольким налогам и отсутствие нарушений порядка исчисления и уплаты одного (двух или трех) налогов не может свидетельствовать об отсутствии у налогоплательщика нарушений законодательства о налогах и сборах по другим видам налогов", - указано в заключении.