Письмом от 24.12.2015 N ЕД-4-2/22729 ФНС направила рекомендации по выявлению сомнительных операций и оценке рисков нарушения требований валютного законодательства РФ по репатриации денежных средств от внешнеторговой деятельности в случаях замены денежных обязательств нерезидентов по внешнеторговым сделкам долговыми обязательствами, выраженными в ценных бумагах. Предполагается, что рекомендации будут использовать не только налоговики, но и таможенники, а также Росфинмониторинг и другие лица.

Перемещение документарных ценных бумаг без их таможенного декларирования может квалифицироваться как нарушение права ЕАЭС:

  • в случае недекларирования документарных ценных бумаг в деянии юрлица может усматриваться событие административного правонарушения по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ;
  • в случае недекларирования документарных ценных бумаг в деянии физлица может усматриваться событие административного правонарушения по статье 16.4 КоАП РФ. При этом перемещение таких ценных бумаг физллицом в интересах юрлица, сопряженное с их недекларированием, может указывать на совершение юрлицом административного правонарушения по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

В случае недекларирования лицами документарных ценных бумаг, удостоверяющих обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, в чей адрес осуществляется такая выплата, в крупном либо особо крупном размере в их деянии могут усматриваться признаки преступления, предусмотренного статьей 200.1 УК РФ.

Непредставление резидентом декларации на товары, подтверждающей ввоз ценной бумаги на таможенную территорию ЕАЭС, может свидетельствовать:

  • о недекларировании;
  • о нарушении установленных сроков хранения подтверждающих документов и информации при совершении валютных операций (не менее трех лет и не менее срока исполнения договора).

Для принятия решения в соответствии с законодательством об административных правонарушениях и (или) уголовным законодательством РФ по фактам непредставления резидентом декларации на товары, подтверждающей ввоз ценной бумаги на таможенную территорию ЕАЭС, требуется проведение дополнительных проверочных мероприятий в соответствии с законодательством РФ.

Также ФНС указала, что ценная бумага (вексель) характеризуется абстрактностью закрепленного в ней обязательства. Поэтому сама по себе передача ценной бумаги (векселя), удостоверяющей обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в том числе для расчета за переданные нерезидентам товары (работы, услуги, информацию и так далее), либо для возврата денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в РФ ценности не может отождествляться с репатриацией резидентом иностранной валюты и валюты РФ.

Валютные операции, проводимые в пользу нерезидентов в порядке исполнения российскими кредитными организациями обязательств по предъявляемым к платежу векселям, первыми векселедержателями которых были российские юрлица, позволяют предполагать, что действительными целями такого рода валютных операций могут являться уклонение от уплаты налогов, таможенных платежей, вывод денежных средств из РФ, отмывание доходов, полученных преступным путем.

К группе повышенного риска можно отнести организации, перемещающие ценные бумаги через таможенную границу ЕАЭС, в случаях:

  • закрытия паспортов сделок без исполнения обязательств по сделке и без уступки прав требования;
  • значительных объемов валютных операций с контрагентами, зарегистрированными в офшорных юрисдикциях (на сумму свыше 30 млн. рублей);
  • если срок погашения ценных бумаг, удостоверяющих денежное требование, превышает срок исполнения обязательств по внешнеторговому договору (контракту);
  • если ценные бумаги, удостоверяющие денежное требование, не предъявлены к оплате в сроки, установленные внешнеторговым договором (контрактом) для получения денежных средств;
  • дисконтирования долговых обязательств по ценным бумагам, удостоверяющим денежное требование;
  • срок исполнения обязательств по ценной бумаге значительно превышает срок исполнения денежных обязательств, характерный в соответствии с обычаями делового оборота по аналогичным внешнеторговым контрактам;
  • возмещения НДС из бюджета РФ за экспортированный с территории РФ товар, расчеты за который производились с использованием ценных бумаг, удостоверяющих денежное требование;
  • исполнение долговых обязательств, выраженных в ценных бумагах, осуществляется по законодательству страны, с которой у РФ не заключено соглашение (соглашения) о взаимной правовой помощи по уголовным, гражданским, административным делам.