В честь 25-летия налоговых органов РФ российский Президент провел встречу с главой ФНС Михаилом Мишустиным. Обсуждалась работа, проделанная службой, в частности, параметры наполняемости бюджета, а также некоторые вопросы налогового администрирования (к примеру, глава ФНС доложил: "если раньше проверялся каждый третий налогоплательщик, то сегодня мы проверяем четырёх из тысячи. Это стало возможным благодаря внедрению риск-ориентированной модели").

Владимир Путин затронул также тему ККТ с функцией онлайн-передачи данных в налоговую. Эту часть беседы, опубликованной на сайте Кремля, имеет смысл привести почти полностью:

В.Путин: Мы недавно провели эксперимент в четырёх субъектах РФ, где внедряли новые системы кассовых аппаратов, которые должны были в системе реального времени подавать информацию в соответствующие налоговые службы. Хотелось бы вернуться к этой теме. Как этот эксперимент проходит и каковы его результаты?

М.Мишустин: ... Мы работали с четырьмя регионами: Москва, Московская область, Татарстан и Калужская область. Было установлено свыше трёх тысяч соответствующих новых инновационных кассовых аппаратов ...

В.Путин: И такая система сейчас отлажена по этим четырём регионам?

М.Мишустин: Да, она отлажена и продолжает свою работу. Правительство – этим Игорь Иванович Шувалов занимается – приняло решение о том, чтобы продолжать работать в этом эксперименте, чтобы те издержки, на которые бизнес пошёл, когда стал внедрять инновационные кассовые аппараты, не потерялись, а чтобы мы продолжали.

В.Путин: В этой связи нужно сделать несколько шагов дальше, а именно, чтобы бизнес не терял никакие средства, связанные с приобретением новых кассовых аппаратов (а это не что иное, как, скорее всего, простые гаджеты или какие‑то чипы в действующие кассовые аппараты), – так вот, чтобы бизнес не нёс дополнительные нагрузки, нужно принять решение о так называемом налоговом вычете для тех предприятий, которые будут переходить на эту форму работы. Первое.

И второе. Нужно продумать и проговорить с депутатами Государственной Думы вопрос о законодательном закреплении этой работы.

И, наконец, следующая возможность, которая открывается и перед налоговыми службами, законопослушным бизнесом и перед гражданами, заключается в том, что в этом случае граждане, все потребители нашей страны, все граждане РФ должны получить возможность проверить, какие товары и услуги они получили в той или иной торговой организации. Имеется в виду, что, получив чек после приобретения товара или после приобретения услуги, гражданин мог бы свободно через свой телефон, через гаджет войти в интернет и навести справку в налоговой службе о том, какую отчётность представила та торговая точка, которая продала ему товар, в налоговую службу.

Это даст возможность, если говорить простым языком, человеку, после того как он пообедал в ресторане и заплатил деньги за бифштекс из телятины хорошего отечественного качества, проверить, так ли отчиталось предприятие, тот ресторан или кафе, которое продало ему этот товар, как они отчитались в налоговой инспекции – не отчитались ли они дешёвой буйволятиной. То же самое касается всех других товаров. И вообще понять, существует ли то торговое предприятие, которое продало товар или оказало услугу, или это просто какая‑то фирма-однодневка, или вообще не зарегистрированная торговая точка. Это касается и крупных предприятий, это касается и мелких – скажем, тех, кто цветы продаёт. И таким образом гражданин мог бы принять участие в том, чтобы проверить то, что ему продают, или то, что ему оказывают в виде услуги, защитить дополнительно свои интересы и оказать помощь государству. Имею в виду, что мы могли бы внедрить действительно очень широкую форму по‑настоящему народного контроля. Потому что, если человек увидит, что есть несоответствие между тем чеком, который он получил на руки, и информацией, которую продавец представил в налоговую инспекцию, он может налоговую инспекцию просто проинформировать о несоответствии со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Думаю, что на первом этапе к этой работе вполне мог бы подключиться Общероссийский народный фронт. Но, собственно говоря, это касается всех граждан, всех потребителей, поэтому думаю, что это может принять достаточно широкую форму сотрудничества между государством, бизнесом и гражданами.

М.Мишустин: Абсолютно верно, Владимир Владимирович. И тогда, следуя Вашей идее, гражданин становится немножко налоговым инспектором в этом варианте. Но, конечно, людей будет в первую очередь интересовать, как Вы сказали, качество товара и то, что он получил. И можно добавить возможность сразу послать жалобу онлайн, если человек был введён в заблуждение. Это мы также реализуем сейчас в опытной эксплуатации. Конечно, всё продумаем, и, я думаю, в ближайшее время уже закончим оформление законодательных инициатив. Как Вы сказали, работать будем с депутатами Госдумы для того, чтобы это законодательство было принято.

Напомним, что ранее подготовленный вариант законопроекта о повсеместном внедрении "инновационных" ККТ получил отрицательное заключение со стороны Минэкономразвития.