ОАО заключило с муниципальными организациями договор о совместной деятельности и внесло в качестве вклада имущество – АЗС, а муниципальные организации - векселя фирмы, являющейся учредителем ОАО, и еще двух организаций. Часть векселей была реализована третьим лицам. Далее договор о совместной деятельности признан ничтожным, и ОАО обязалось вернуть муниципальным организациям стоимость векселей в соответствии с установленным графиком оплаты. Также было предусмотрено, что на сумму невыплаченного остатка будут начисляться проценты по ставке 5% годовых.

ОАО учло эти проценты при исчислении налога на прибыль.

По результатам выездной проверки ИФНС сочла эти расходы необоснованными, доначислила налог на прибыль, пени и штраф, поскольку документальное подтверждение факта реализации векселей либо использования векселей при расчетах за товары (работы, услуги) отсутствует.

Суды трех инстанций (дело № А74-152/2015) признали решение инспекции недействительным, установив, что реальный оборот векселей, реализованных в рамках договоров о совместной деятельности, подтверждается реестрами передаваемых ценных бумаг. При этом судами учтено, что финансово-хозяйственную деятельность в рамках договоров совместной деятельности вел налогоплательщик.

В решении кассации (Ф02-5794/2015 от 13.11.2015) указано: «в данном случае сумма уплаченных процентов является обоснованными расходами общества, поскольку предусмотренная в мировых соглашениях выплата денежного эквивалента стоимости векселей в рассрочку позволила не отвлекать из оборота единовременно значительные денежные средства, что, в свою очередь, направлено на стабилизацию деятельности общества, получение прибыли и является экономически оправданным».