ООО «И» заявило в налоговой декларации вычет НДС по операции с ООО «Б» (приобретение дизельного топлива), представив в подтверждение договор со спецификациями, счета-фактуры, товарные накладные и железнодорожные накладные.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила НДС, пени и штраф, посчитав недоказанной поставку товара именно ООО «Б». На основании железнодорожнных накладных инспекция установила непосредственных грузоотправителней товара, которые не подтвердили взаимоотношения конкретно с ООО «Б». Претензий к документальному оформлению сделки инспекция не имеет.

Суды трех инстанций (дело № А19-4465/2015) признали решение инспекции недействительным, установив, что даты перевозки, объем перевозки и номенклатура нефтепродуктов в железнодорожных накладных соответствуют объемам нефтепродуктов, реализованным ООО «Б» по имеющимся в деле счетам-фактурам и товарным накладным. При этом в товарных накладных и счетах-фактурах имеются ссылки на реквизиты соответствующих грузоотправителей, в перевозочных документах имеется информация о том, что нефтепродукты доставляются для налогоплательщика. Факт дальнейшего использования дизтоплива в предпринимательской деятельности компании инспекцией не оспаривается.

Инспекция не доказала, что топливо приобретено по иной схеме взаимоотношений и у иных конкретных лиц, инспекция не приняла исчерпывающие меры к выяснению вопросов о том, кто являлся покупателем, по чьему распоряжению производился отпуск товара, кто принимал товар и доставлял его до конечного покупателя с проверкой всей цепочки перепродавцов. Суды (постановление кассации  Ф02-5659/2015 от 15.10.2015) отметили, что признаков взаимозависимости между компаниями не установлено, как и не доказано непроявление истцом должной осмотрительности при выборе контрагента.