ООО продавало товар (вакцины) ЗАО, которое перепродавало его независимым дистрибьюторам. Независимые дистрибьюторы при закупке товаров обращались к ЗАО за предоставлением скидок, и такие скидки им предоставлялись. ООО, в свою очередь, предоставило своему покупателю за 2012 год бонус в размере 154 млн рублей на основании соглашения о выплате бонуса и акта о предоставлении бонуса. При этом соразмерный бонус ООО получило от поставщика товара – иностранной компании.

По результатам выездной налоговой проверки инспекция доначислила компании налог на прибыль, пени и штраф, исключив сумму бонуса из расходов, указав, что выплаченные денежные средства не являлись премией, поскольку не обусловлены выполнением определенных условий договора, в частности, объема покупок. Договор поставки не содержит условие о выплате премии, а спорное соглашение не является частью договора.

Суды трех инстанций (дело № А40-199817/2014) признали решение инспекции недействительным, указав, что цель предоставления бонуса является экономически обоснованной. По мнению судов, поощрение покупателя продавцом возможно и после поставок товара, если фактически сложившийся результат поставок таков, что возникли экономические основания для такого поощрения.

Суды (постановление кассации  Ф05-12613/2015 от 22.09.2015) учли, что налогоплательщиком получен соразмерный и экономически взаимосвязанный бонус от своего поставщика, с суммы которого был исчислен и уплачен налог на прибыль.