Госдума в первом чтении приняла правительственный законопроект № 797841-6, которым, среди прочего, предусматривается изменение ответственности страхователей, установленной законом 125-ФЗ об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

В настоящее время согласно абзацу 6 пункта 1 статьи 19 закона 125-ФЗ опоздание с отчетностью менее чем на 180 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этой отчетности, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей. Согласно абзацу 7 этого же пункта задержка отчетности более чем на 180 календарных дней влечет штраф 10% за каждый месяц просрочки начиная со 181-го календарного дня от суммы взносов, подлежащей уплате на основе этой отчетности, и еще 30% от этой же суммы, но в общей сложности не менее 1 000 рублей.

Согласно законопроекту, штраф будет исчисляться по такому принципу: 5% суммы взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления отчетности, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 рублей. При этом будет удалена норма, сейчас содержащаяся в упомянутом выше абзаце 7 (ужесточающая ответственность за нарушение срока сдачи отчетности более чем на 180 календарных дней).

Также упраздняется штраф за ведение физлицом, заключившим трудовой договор с работником, деятельности без регистрации в качестве страхователя в размере 10% облагаемой базы для начисления взносов, определяемой за весь период деятельности без указанной регистрации, но не менее 20 тысяч рублей. (Будет исключен абзац 4 пункта 1 статьи 19 закона 125-ФЗ).

Появится новый штраф - за несоблюдение порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в электронном виде в предусмотренных случаях. Размер санкции составит 200 рублей. Таким же будет штраф за каждый документ, затребованный ФСС в целях контроля, но не предоставленный страхователем.

Кроме того, с принятием поправок страхователи будут обязаны сообщать в ФСС не только о своей реорганизации или ликвидации, но также и о создании, закрытии, изменении адреса (места нахождения) и наименования (для юрлиц), а также о прекращении полномочий по ведению отдельного баланса либо закрытии страхователем - юрлицом банковского счета, открытого для обособленного подразделения, или о прекращении полномочий по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц по месту нахождения обособленных подразделений, а также об изменении места жительства (для страхователей - физлиц).

ФСС получит право решать, какую часть взносов страхователь направит на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Электронную отчетность и документы, служащие основанием для исчисления взносов, в электронном виде уравняют с документами на бумажных носителях. Вносится множество других поправок, о которых мы подробно рассказывали при внесении законопроекта в ГД.