По результатам камеральной проверки представленного компанией расчета за 1 полугодие 2014 года УПФ доначислило страховые взносы, пени и штраф. Управление установило, что в указанный период компания деятельность не вела, однако директор фирмы свои функции выполнял, при этом зарплата ему не начислялась, страховые взносы не уплачивались. Управление рассчитало взносы исходя из базы, равной минимальному размеру оплаты труда, с учетом районного коэффициента.

Суды трех инстанций (дело № А71-14251/2014) признали решение управления недействительным, разъяснив, что объектом обложения взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений. Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора (статьи 16, 19 ТК). Заработной платой (оплатой труда работника) является вознаграждение за труд  (статья 129 ТК).

Суды установили, что в 1 квартале 2014 года выплаты в пользу директора компании не начислялись и не производились, трудовые договоры с физлицами не заключались, выплат в пользу физлиц в рамках трудовых отношений не производилось, следовательно, отсутствует база для начисления взносов.

В решении кассации (Ф09-5642/2015 от 20.08.2015) указано: «закон <212-ФЗ> не содержит положений, позволяющих управлению при отсутствии у плательщика ... базы для начисления страховых взносов самостоятельно расчетным путем определить, исходя из минимального размера труда, базу для начисления страховых взносов».