Журнал "Налоговая политика и практика" опубликовал разъяснения об учете расходов на замену автошин.

При покупке нового автомобиля стоимость шин, установленных на ходовых и запасных колесах, как правило, входит в базовую комплектацию. В прилагаемых технических документах они выделены в качестве отдельных опций перечня комплектации, но без указания стоимости, отмечает автор.

В первичных документах и договоре купли-продажи, выдаваемых организации-покупателю, указывается общая цена автомобиля. Поскольку в учете стоимость шин на ходовых и запасных колесах выделить из общей цены автомобиля невозможно, она включается в первоначальную стоимость автомобиля.

Автомобильные шины относятся к наиболее изнашиваемым комплектующим транспортных средств. Замена шин неизбежна как при их износе или повреждении, так и при смене сезонов. То есть необходимость покупать шины отдельно от автомобиля уже в процессе его эксплуатации возникает периодически.

Стоимость нового комплекта автомобильных шин, используемого для замены изношенных шин или при сезонной замене, а также дисков для них учитывается в составе материальных расходов или расходов на содержание служебного транспорта. Стоимость шин и дисков учитывается в составе косвенных расходов на дату передачи их в эксплуатацию.

В НК нет требования о подсчете пробега автомобильных шин для обоснования расходов по их замене при износе. В то же время следует помнить, что в налоговом учете признаются только обоснованные и документально подтвержденные расходы. Поэтому во избежание споров с налоговыми органами организации нужно разработать нормы эксплуатации автомобильных шин. При этом можно взять за основу Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02) (утв. Минтрансом России 04.04.2002) либо установить собственные нормы, руководствуясь здравым смыслом и принципом экономической оправданности затрат.

Операции, связанные с приобретением, использованием и заменой шин, должны быть документально подтверждены.

Подтверждающими документами могут быть:

  • порядок учета автомобильных шин, являющийся одним из приложений к учетной политике. В него в качестве приложений входят разработанные нормы пробега и акт о выбытии (утилизации) шин, составленный сотрудниками организации (например, водителем, руководителем хозяйственной службы). Форму акта следует разработать с учетом требований ч. 2 ст. 9 закона о бухучете;
  • карточка учета работы автомобильной шины, в которой отражен пробег. Ее форму организация может разработать самостоятельно, взяв за основу форму, приведенную в приложении 12 к Правилам эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04 (утв. распоряжением Минтранса России от 21.01.2004 № АК-9-р1).

При замене сезонных шин уменьшать материальные расходы на стоимость шин, поступающих на склад, не следует. Ведь они не относятся к возвратным отходам или остаткам материально-производственных запасов, не использованным в производстве на конец месяца.