В письме от 24.07.15 № ЕД-4-2/13005@ ФНС сообщила, что налоговым законодательством РФ понятие "недобросовестность налогоплательщика" не определено.

При этом обязанность доказывать получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды возложена на налоговые органы, которые пользуются в этих целях результатами мероприятий налогового контроля, а также собранными доказательствами по данным фактам. Каждое обстоятельство получения необоснованной налоговой выгоды носит индивидуальный характер и должно быть подтверждено в ходе налоговой проверки.

Использование "фирм-однодневок" - один из самых распространенных способов уклонения от налогообложения. Под "однодневкой" понимается юрлицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по "массовому" адресу, и так далее. Как правило, "однодневка" подконтрольна налогоплательщику, но формально от него обособленна.

НК не установлена обязанность налоговых органов предоставлять налогоплательщикам по их запросам информацию об исполнении контрагентами обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством, или о нарушениях ими данного законодательства. Любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике за некоторыми исключениями составляют налоговую тайну.

Построение деятельности на основе заключения договоров с перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) является одним из общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков получения выездной проверки.

Налогоплательщику рекомендуется при оценке налоговых рисков исследовать среди прочих следующие признаки: отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя контрагента (его представителя), копий документа, удостоверяющего его личность, отсутствие информации о фактическом месте нахождения контрагента, производственных и (или) торговых площадей, отсутствие информации о госрегистрации контрагента в ЕГРЮЛ, отсутствие очевидных свидетельств возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в такой возможности с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг.

Также на сайте ФНС размещаются сведения об адресах "массовой" регистрации, характерные, как правило, для "фирм-однодневок", а также наименования юрлиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

Факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.

ФНС указала, что непроявление должной осмотрительности в выборе контрагентов в первую очередь влечет риски для финансово-хозяйственной деятельности самой организации. Налоговые органы не несут ответственности за выбор налогоплательщиком контрагентов и возможное в связи с этим наступление для него неблагоприятных последствий, в том числе налоговых.