В рамках выездной налоговой проверки за 2011 – 2012 годы 16 мая 2014 года инспекция направила компании требование о предоставлении документов (5968 заверенных копий товарных накладных).

Компания оспорила это требование в суде (дело № А31-9307/2014), поясняя, что 26 февраля 2014 года в рамках этой же проверки указанные документы были переданы инспекции по акту приема-передачи директором компании и не были возвращены на момент получения спорного требования. При этом указанные документы весь период проверки находились в распоряжении инспекции в отдельном помещении, расположенном на территории налогоплательщика (опечатанном сотрудниками инспекции), и непосредственно использовались при проведении проверки.

Инспекция, в свою очередь, сослалась на возврат документов на следующий день после выставления спорного требования и указала, что оно не нарушает прав и законных интересов компании.

Суды трех инстанций удовлетворили требование компании.

Действительно, при проведении выездной проверки инспекция вправе истребовать необходимые ей документы (пункт 12 статьи 89 НК), а налогоплательщик обязан их представить (пункт 1 статьи 23 НК). Согласно пункт 5 статьи 93 НК инспекция не вправе истребовать у налогоплательщика документы, представленные ранее в рамках камеральных и выездных проверок. Это ограничение не распространяется на случаи, когда документы, предоставленные ранее, были возвращены налогоплательщику. Из этого следует, что налоговый орган не вправе требовать у налогоплательщика копии документов, подлинники которых не были ему возвращены на момент истребования копий. Таким образом, спорное требование не соответствует указанной норме.

Суды (постановление кассации Ф01-2558/2015 от 17.07.20015) также учли, что по результатам выездной проверки нарушений либо дополнительных доначислений в связи с непредставлением товарных накладных в срок произведено не было.