Иностранная компания «Ф» является дочерней по отношению к иностранной фирме «В» с долей косвенного участия в уставном капитале ЗАО в размере 49,53%. Финансирование деятельности ЗАО производилось учредителем – иностранной компанией «В» через ее "дочку" «Ф».

Начисленные в 2006 - 2008 годах проценты по долговым обязательствам перед «Ф» ЗАО отнесло к внереализационным расходам. По мнению компании, эта задолженность не является контролируемой, поскольку «Ф» прямо не владеет долей более 20% в капитале ЗАО.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила ЗАО налог на прибыль, пени и штраф, признав задолженность контролируемой в соответствии с пунктом 2 статьи 269 НК. Инспекция рассчитала предельную величину процентов, признаваемых расходом по контролируемой задолженности.

Суды трех инстанций (дело № А40-41135/2014) признали решение инспекции законным.

Суды разъяснили, что положения пункта 2 статьи 269 НК применяются не только при прямой, но и при косвенной аффилированности между российским налогоплательщиком – получателем займа и иностранной компанией, которая или через которую ему предоставляются денежные средства.

В определении ВС указано: «косвенная зависимость российского налогоплательщика от иностранной компании, выдавшей заем, может выражаться в подконтрольности обоих компаний единому центру – материнской компании (вхождение в международный холдинг), даже если между самими организациями заимодавца и заемщика отсутствует непосредственно отношение подчиненности или подконтрольности (владение акциями или долей в уставном капитале)». Судья ВС (305-КГ15-8766 от 17.07.2015) отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.