По результатам выездной проверки ИФНС решила, что компанией неправомерно при отсутствии экономического обоснования сужен перечень прямых расходов. В целях налогообложения прибыли исключена из состава прямых расходов (в 2010 году изменена учетная политика) зарплата персонала, участвующего в процессе производства, и страховые взносы с этих выплат. В результате инспекция доначислила компании налог на прибыль, пени и штраф.

Суды трех инстанций (дело № А50-18159/2014) признали решение инспекции недействительным.

Сумма косвенных расходов на производство и реализацию в полном объеме относится к расходам текущего отчетного периода. Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены (статья 318 НК). При этом налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов. Глава 25 НК не содержит положений, непосредственно ограничивающих налогоплательщика в отнесении тех или иных расходов к прямым или косвенным, не предусмотрен расчет по спорной ситуации, указали суды.

Суды (постановление кассации Ф09-4380/2015 от 10.07.2015) отметили, что налоговое законодательство не использует понятие «экономическая целесообразность» и не регулирует порядок ведения налогоплательщиками финансово-хозяйственной деятельности.

В свою очередь компания представила доказательства, препятствующие однозначному отнесению рассматриваемых затрат в состав прямых расходов: многоэтапность технологического цикла изготовления готовой продукции, изменение плана производства продукции в 2009 и 2010 годах, остановка отдельных агрегатов и установок, проведение ремонтных работ, внутренние перемещения и изменения режима работы персонала, участие в процессе производства сотрудников различных внутренних подразделений, временная остановка деятельности цехов.