В 2011 году ОАО «К» (лизингополучатель) заключило 4 договора с ОАО «С» (лизингодатель), в соответствии с которыми приобрело во временное владение и пользование движимое имущество. Срок лизинга составлял 48 месяцев, право собственности на имущество принадлежало лизингодателю, но имущество учитывалось на балансе лизингополучателя. Выкупная стоимость имущества установлена соглашением от 1 декабря 2011 года.

По полученным объектам ОАО «К» рассчитало и учло в расходах амортизационную премию в мае - июне 2011 года.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании налог на прибыль, пени и штраф, посчитав неправомерным отнесение данной амортизационной премии к расходам.

Суды трех  инстанций (дело № А27-6566/2014) признали решение инспекции законным, отметив, что на момент получения лизингового имущества по договорам лизинга у лизингополучателя отсутствовали сведения о выкупной цене предметов лизинга.

Действительно, в соответствии с абзацем 2 пункта 9 статьи 258 НК налогоплательщик вправе включить в расходы затраты на капвложения. При этом к капвложениям, в частности, относятся затраты на приобретение.

Суды (постановление кассации Ф04-18551/2015 от 03.06.2015) разъяснили, что для того, чтобы воспользоваться правом на амортизационную премию, налогоплательщику необходимо было произвести затраты на капитальные вложения в объекты основных средств. При этом, затратами на капвложение могут быть только затраты на выплату выкупной стоимости объекта основных средств, так как лизинговые платежи являются самостоятельными расходами при уменьшении налоговой базы по налогу на прибыль на основании подпункта 10 пункта 1 статьи 264 НК.

Следовательно, лизингополучатель не вправе применять амортизационную премию по расходам на капвложения в лизинговое имущество, которое числится на его балансе, поскольку он на момент ввода объкта в эксплуатацию не несет расходов на приобретение объектов лизинга, так как выкупная стоимость объекта не погашена.