«Автотор» потерпел первое серьезное поражение в споре с налоговой за 3,7 млрд руб. ФНС не понравилась схема и ставки аренды цехов автозавода у дочерних компаний.

Аренды: цех vs коровник​

Калининградский «Автотор» Владимира Щербакова потерпел первое серьезное поражение в тяжбах с Федеральной налоговой службой (ФНС). 16 июня Арбитражный суд Северо-Западного округа оставил без удовлетворения кассационную жалобу ЗАО «Автотор-менеджмент» на решение нижестоящей инстанции, подтвердившей законность доначисления компании 596,5 млн руб. налогов, штрафов и пени. Об этом РБК рассказал сотрудник ФНС, знакомый с материалами дела, и подтвердил источник в «Автоторе».

ФНС посчитала, что нашла факт уклонения от уплаты налога на прибыль в ходе выездной проверки в апреле 2014 года. Служба выяснила, что в 2010-2011 году «Автотор-менеджмент» арендовала производственные цеха и оборудование у ООО «Балтийские автомобильные заводы» (БАЗ), которое на момент проверки было резидентом калининградской ОЭЗ, и не платила налог на прибыль и имущество. ФНС также выяснила, что обе структуры входили в одну группу лиц. Далее БАЗ выплачивала дивиденды нидерландской Doan b.v., бенефициаром которой также является Владимир Щербаков, выяснила ФНС.

Налоговая служба посчитала арендную плату завышенной на основе независимой экспертной оценки. Источник РБК в «Автоторе» настаивает на том, что в качестве примера рыночной ставки было взято объявление о сдаче в аренду «холодного» коровника довоенной постройки по ставке около $20 за кв. м. Эта стоимость была взята налоговой за основу расчета арендных платежей за новейшие корпуса с оборудованием и технологиями, объем инвестиций в которые составил более €500 млн, уточнил представитель «Автотора». На этом, в частности, строилась позиция истца. Требуемые деньги, впрочем, были уплачены в бюджет еще до начала судебных разбирательств, чтобы избежать уголовного дела, говорил в интервью РБК в апреле Владимир Щербаков.

«Автотор» создан в 1997 году в Калининградской области на базе высвобождающихся в ходе конверсии корпусов предприятий ВПК. «Автотор» первым освоил серийное производство автомобилей иностранных брендов в России. Сегодня «Автотор» — один из крупнейших автопроизводителей страны. Производит модели BMW, Kia, Hyundai, Tata Daewoo. До февраля 2015 года на мощностях «Автотора» производились модели Opel и Chevrolet, но после решения GM покинуть российский рынок их сборка была остановлена. В 2014 году «Автотор» выпустил 186 тыс. автомобилей, на 24% меньше, чем годом ранее. Консолидированные финансовые показатели не раскрываются.

Кассация на кассацию

Поражение «Автотор-менеджмента» может повлиять на итоги судебных разбирательств еще по двум делам калининградского холдинга. В ходе той же фискальной проверки аналогичные нарушения были выявлены в двух других структурах автомобильной группы — ЗАО «Автотор» и ООО «Эллада Трейд». Суммарно трем компаниям в апреле 2014 года было доначислено около 3,7 млрд руб.

Все три структуры «Автотора» оспорили решение ФНС, но проиграли. В апелляционной инстанции рассмотрение дел ЗАО «Автотор» и ООО «Эллада Трейд» было приостановлено до вынесения окончательного решения по «Автотор-менеджменту», пояснил собеседник в налоговой. По его мнению, кассационное решение может стать прецедентным по остальным двум делам.

Возможности «Автотор-менеджмента» для обжалования не исчерпаны, отмечает управляющий партнер юридической компании «Алексей Гуров и партнеры» Алексей Гуров: компания вправе обратиться в кассационную инстанцию Верховного суда, а в дальнейшем и в Президиум в порядке надзора. Но, как правило, все заканчивается первой кассацией, добавляет партнер юридического бюро «Падва и Эпштейн» Павел Герасимов. «Рассчитывать на отмену решения в большей степени можно в первой кассации, крайне редко это происходит при последующем обжаловании в Верховном суде», — пояснил юрист.

Представители «Автотора» и ФНС от комментариев отказались.

Деньги бы пригодились

«Автотор» не раскрывает свои консолидированные финансовые показатели и условия контрактов с автопроизводителями. Холдинг судится с налоговиками на фоне резкого обвала российского автомобильного рынка. В 2014 году продажи машин снизились на 10,3%, до 2,5 млн штук, относительно результатов 2013 года; в январе-мае 2015 года относительно аналогичного периода прошлого года — на 37,7%, до 642 тыс. «Автотор» тоже сокращает производство: в 2014 году — на 24%, до 186 тыс. машин; план на 2015 год — 80 тыс. штук — минус 57% к прошлому году. Владимир Щербаков говорил РБК, что «Автотор» заморозил половину собственных мощностей, из-за ухода из России Opel и Chevrolet.

Параллельно компания готовится к масштабным инвестициям: в рамках «Автотора» планируется создание кластера полнопрофильных автомобильных производств на 250 тыс. автомобилей в год. Общая стоимость проекта — 90 млрд руб.​