В 2007 году ООО «Ш», «Ч» и «Р» оказали ООО «А» услуги, за которые последнее расплатилось путем передачи простых собственных векселей. Затем иностранная компания, не участвующая в отношениях по оказанию услуг, предъявила к оплате указанные векселя, о чем были составлены акты приемки-передачи и предъявления векселей к оплате. Оплату векселей ООО «А» произвело посредством выдачи простых векселей третьих лиц. ООО «А» заявило вычет в налоговой декларации по НДС после погашения собственных векселей. 

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила ООО «А» НДС, пени и штраф. По ее мнению, компания в нарушение пункта 4 статьи 168 НК и пункта 2 статьи 172 НК, в редакции, действовавшей в 2007 году, не представила платежные поручения, подтверждающие перечисление НДС, и  документы, подтверждающие оплату собственных векселей денежными средствами, следовательно, у налогоплательщика отсутствует право на предъявление вычетов по НДС. 

Инспекция также полагает, что компанией создана безденежная вексельная схема, направленная на необоснованное возмещение из бюджета НДС. Это связано с взаимозависимостью налогоплательщика и иностранной компании: лица, представлявшие иностранную компанию по доверенностям, являлись сотрудниками налогоплательщика.

Суды первой инстанции и апелляция (дело А56-19865/2014) признали решение инспекции недействительным, решив, что компанией соблюдены все условия, необходимые для вычета НДС.

Кассация отменила решение судов и разъясняет следующее.

Пунктом 2 статьи 172 НК (в редакции, действовавшей до 1 января 2008 года) уплата налога поставщику платежным поручением не названа в качестве условия для вычета при неденежных формах расчетов, а применение вычета не было однозначно связано с наличием платежных поручений на перечисление НДС при ведении товарообменных операций, зачетов взаимных требований. Значит, вывод налогового органа об отсутствии оснований для вычетов, обусловленный отсутствием платежных поручений на уплату сумм налога, является ошибочным.

Однако, из пункта 10 постановления пленума ВАС от 12.10.2006 № 53 следует, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и ему было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности с контрагентом. 

В данном случае, материалы дела не содержат никаких доказательств получения новым векселедержателем - взаимозависимой иностранной компанией - спорных векселей, что свидетельствует о формальном характере сделки, направленной только на предъявление НДС к вычету. По мнению судов, действия компаний направлены на создание формальной вексельной схемы, и как следствие, на необоснованное возмещение из бюджета сумм НДС.

Судья ВС (307-КГ15-5429 от 1705.2015) отказал компании в передаче дела в коллению по экономическим спорам.