Компания выплачивала нескольким сотрудникам компенсации за использование личного автотранспорта (которым они управляли по доверенности) в соответствии с внутренним локальным актом.

По результатам выездной проверки ИФНС указала на занижение компанией-налоговым агентом базы по НДФЛ на сумму компенсаций за использование сотрудниками в служебных целях транспортных средств, не находящихся в собственности данных сотрудников, доначислила НДФЛ, пени и штраф.

Суд первой инстанции (дело № А56-4823/2014) признал решение инспекции законным.

Апелляция отменила его решение, разъяснив, что транспортные средства использовались работниками в интересах работодателя. При этом в соответствии со статьей 188 ТК при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование личного транспорта, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

В данном случае, переданный по доверенности автомобиль находится во владении и пользовании того лица, которому он передан. Такой автомобиль третьими лицами не может восприниматься иначе как находящийся во владении и пользовании лица, которому выдана доверенность. ТК не обязывает работодателя проверять наличие у работника права собственности на используемое имущество при выполнении трудовой функции.

По мнению суда (13АП-25791/2014 от 06.04.2015), под личным имуществом работника понимается имущество, принадлежащее ему на любом законном основании, в том числе по доверенности. Следовательно, компания правомерно не включила в налогооблагаемую базу по НДФЛ указанные компенсаций.

Судебная практика стабильно против взимания в подобных ситуациях как НДФЛ, так и взносов (определения принимались коллегией ВАС). Однако как Минтруд  насчет взносов, так и Минфин по поводу НДФЛ в своих письмах настаивают на обратном.