22 числа каждого месяца компания выплачивала работникам аванс за текущий месяц и премии по итогам работы (разовые и ежеквартальные) за предшествующий(-е) месяц(-ы). Окончательный расчет по зарплате производился 7 числа следующего месяца, тогда же перечислялся в бюджет НДФЛ, в том числе и с премий.
По результатам выездной проверки ИФНС доначислила НДФЛ, пени и штраф, признав неправомерным перечисление компанией НДФЛ, удержанного с сумм премий, в срок, установленный для окончательного расчета по заработной плате. По ее мнению компания обязана была перечислить НДФЛ с сумм премий не позднее дня фактической их выплаты.
Суды трех инстанций (дело № А56-74147/2013) признали решение инспекции недействительным.
При получении дохода в виде оплаты труда датой его получения признается последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (пункт 2 статьи 223 НК). В соответствии со статьей 129 ТК, заработная плата состоит из вознаграждения за труд, а также компенсационных и стимулирующих выплат.
В данном случае правилами внутреннего трудового распорядка установлено, что аванс выплачивается в размере 50% от должностного оклада, а НДФЛ удерживается при выплате заработной платы за вторую половину месяца, то есть после окончательного расчета. Согласно положению о премировании, премии выплачивались в зависимости от степени влияния работников на результаты работы компании и представляли собой форму поощрения за максимальную отдачу и добросовестный труд в течение данного периода. Значит, премии являлись стимулирующими.
Следовательно, по мнению судов (постановление кассации Ф07-428/2014 от 23.12.2014) спорные премии являются элементами оплаты труда, получаемой в рамках трудовых отношений, и компания правомерно для определения даты получения дохода в отношении премий применяла пункт 2 статьи 223 НК и перечисляла НДФЛ с сумм премий вместе с "зарплатным" налогом.