ФНС России в ближайшее время планирует запустить модернизированный сервер с электронной регистрацией юридических лиц. В чем его особенность, "РГБ" рассказал начальник Управления регистрации и учета налогоплательщиков ФНС России Виталий Колесников.

- В чем особенность проекта?

- Сервис сейчас находится в опытной эксплуатации для трех регионов - Москвы, Санкт-Петербурга и Тульской области. Особенность проекта в том, что он позволит сформировать заявление о государственной регистрации при создании в электронном виде (подписать его электронной подписью, направить в инспекцию). Получить результаты регистрации можно будет тоже в электронном виде, включая свидетельство о государственной регистрации, свидетельство постановки на учет. Это возможно при наличии электронной подписи заявителя. Если электронной подписи нет, то можно интерактивно заполнить заявление в простом, дружественном интерфейсе, пройти множество проверок, как на заполнение формы, так и по сведениям, которые вносятся, в том числе и тем, ошибки в которых могли бы быть причиной для отказа в регистрации. Затем можно распечатать это заявление, принести в налоговый орган лично или сдать через нотариуса. А можно направить в налоговые органы в электронном виде, дождаться приглашения (обычно в течение трех дней), один раз прийти к нам, лично подписать это заявление, подождать примерно час-полтора и получить весь комплект документов на руки. Также с помощью сервиса можно будет распечатать платежный документ об уплате госпошлины и оплатить его в любом банке либо в режиме онлайн через банк-партнер,

- Как вы оцениваете "дорожную карту", которую ведет ФНС России совместно с предпринимателями? Такой формат бизнеса и власти оправдал себя?

- У нас отношения складывались постепенно. Два года назад началась работа по формированию "дорожной карты" по оптимизации процедур регистрации. У нас поначалу, конечно, на ряд предложений были разные точки зрения с бизнесом. И первые совещания оказались достаточно сложными, мы по-разному смотрели на проблему облегчения регистрации. В процессе работы удалось сблизить позиции. В результате взаимодействия с бизнесом, представителями регистрационных фирм, да и с нашими коллегами из других органов, появился неплохой документ - "дорожная карта" по оптимизации процедур регистрации, которая была принята правительством. Теперь мы вместе работаем над ее выполнением. Результаты говорят сами за себя. В рейтинге Doing Business 2015 мы продвинулись сразу на 24 позиции до 34-го места по позиции "Начало бизнеса". И во многом это заслуга нашего взаимодействия. Сегодня мы точно друг друга слышим и, главное, вместе работаем.

- Остаются ли проблемы в "дорожной карте"?

- Надо ее просто до конца выполнить. Например, в сервисе электронной регистрации юрлиц мы обязательно учитываем предложения предпринимателей по легкости работы, понятности, эргономичности. Кстати, когда принимали дополнения к этой "дорожной карте" в части досудебного обжалования, саму эту инициативу "обкатали" в бизнес-сообществе. Предприниматели поддержали нас, и закон уже принят. Еще не стал законом законопроект, уже внесенный в Государственную думу, об отмене обязательности печати для юридических лиц. Внесен в правительство законопроект об использовании типовых уставов. Когда учредители предприятия заявляют, что будут использовать типовой устав, не переписывая известные всем положения, а лишь заявляя при создании, что будут использовать такой-то типовой устав из утвержденных ранее уполномоченным органом и размещенных в Интернете. Еще надо до конца доработать сервисы на Едином портале госуслуг, подумать над большей информированностью заявителей-налогоплательщиков о том, как открывать предприятия.

- Какой эффект вы наблюдаете от контрольных закупок в регистрации юридических лиц, проводимых предпринимательским сообществом? И как вы держите обратную связь?

- Удачный формат - контрольная закупка, когда независимый ни от кого в прямом смысле слова бизнесмен пытается пройти все те пути, к примеру, в Санкт-Петербурге, чтобы зарегистрировать предприятие. Используются все возможные законные каналы взаимодействия - по почте, лично, в электронном виде, через посредников по доверенности. Снимают сюжеты со всеми нюансами и сложностями, которые мы очень внимательно отслеживаем, и последующие выводы авторов тоже. Во-первых, мы сверяем практику с поручениями "дорожной карты", во-вторых, используем для нормативного регулирования отдельных нерешенных проблем, например возможность повторного использования государственной пошлины. Это актуально для тех случаев, когда были допущены определенные ошибки в заполнении заявления, а бизнесмену приходится дважды платить четыре тысячи рублей. Мы также очень внимательно относимся к тому, как бизнес отреагировал на сложность получения и применения электронной подписи. Для применения ее в электронном сервисе мы значительно переработали инструкцию и сделали благодаря контрольным закупкам процесс подписания в новом сервисе очень легким. Интересны предложения бизнеса по организации работы единых регистрационных центров, по указателям, общей логистике. Мы внимательно следим, как меняется оценка бизнесом нашей работы.

- Летом был введен обязательный досудебный порядок обжалования решения об отказе в государственной регистрации юридических лиц. Эта мера оправдала себя?

- Говорить о полноценных результатах пока рановато, потому что закон вступил в силу лишь в августе. Но предварительные итоги уже есть. Возможность обжалования действия регистрационных органов в случае несогласия до суда - гораздо более дешевая процедура для заявителя в силу отсутствия судебных издержек. Что гораздо важнее, она значительно быстрее. Всего пятнадцать рабочих дней нам дает закон, чтобы удовлетворить жалобу либо отказать. Более того, при несогласии с решением по жалобе можно далее обжаловать действия налогового органа в ФНС России. Мы оцениваем новшество положительно, потому что это регулирует методологию принятия наших решений. Если мы видим, что жалоб достаточно много на одни и те же действия регистрационного органа, и они обоснованны, то мы уже корректируем действия самого регистрационного органа. Тем самым снижаем вероятность неправомерного отказа в государственной регистрации предприятия.

- Насколько меньше жалоб налогоплательщиков доходит сейчас до суда?

- По сравнению с сопоставимым периодом прошлого года на 20% уменьшилось количество судебных исков в части регистрации. Если суды принимают решения не в пользу налогового органа, и это становится сложившейся практикой, мы обязательно реагируем и корректируем действия наших сотрудников на местах.

Контрольные закупки - абсолютно правильный инструмент. У нас может быть замыленный взгляд на привычные вещи, мы смотрим на проблему с точки зрения федерального органа власти. А бизнес смотрит с точки зрения человека, который приходит за госуслугой и видит то, что мы не видим. К примеру, предпринимателям покажется неудобным расположение кабинок в зале, информирование на электронном табло, отсутствие консультанта, меню электронной очереди. И много еще чего. Все принимается во внимание, в том числе и при разработке корпоративного стиля ФНС России, который мы внедряем во всех единых регистрационных центрах. Да, признаюсь, бывает неприятно слышать критику. Но это оценка действия всей системы.

Мы конструктивно на все реагируем и принимаем правильные организационно-методологические решения. Все новые сервисы будем обкатывать на фокус-группах из бизнеса. Кстати, это общепринятая международная практика. В Сингапуре, Новой Зеландии, Гонконге - лидерах рейтинга Doing Business по созданию предприятия - поступают именно так.

- "Дорожная карта" - это рамки взаимодействия с бизнесом?

- "Дорожная карта" - это более узкое понятие, нежели то, что делаем мы. Из международной практики мы берем то, чего нет в "дорожной карте", а именно - в электронном виде предоставляем сведения из реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за электронной подписью ФНС России, причем в будущем предполагаем делать это бесплатно. Критически важно, чтобы электронная выписка повсеместно принималась и применялась. И надеемся, что издержки бизнеса в этом плане также будут уменьшаться.

- Ваше мнение: нам все-таки удастся приблизиться к мировому лидеру Новой Зеландии по показателю регистрации предприятий? Там предприятие онлайн регистрируют за 35 минут!

- Мы приближаемся к лидерам рейтинга. Сначала по открытию бизнеса мы были на 112-м месте, потом на 101-м, на 88-м, сегодня - на 34-м. От Новой Зеландии по новому показателю Мирового банка "дистанция до лидера" мы отстаем на 8%, иначе говоря, мы входим в 8% передовых стран, и этот показатель - лучший среди всех российских показателей, которые оцениваются Всемирным банком в рейтинге. Мы сделаем все, чтобы за год-два войти в двадцатку лучших по рейтингу Doing business. Сроки регистрации предприятия при создании мы сокращаем до трех дней, и это тоже за рамками "дорожной карты". С другой стороны, мы тщательно изучили опыт лидера - Новой Зеландии. Я сам ездил в командировку в эту страну, посетил и разузнал многое в регистрационном офисе в Окленде. Есть другая сторона медали, которую они сами признают. Порой быстрая регистрация бизнеса влечет за собой определенную недостоверность сведений в реестре. Впрочем, там другая ментальность. Все предприниматели - добросовестные заявители, которые действительно регистрируют предприятие, чтобы вести коммерческую деятельность и платить налоги. Но и в Новой Зеландии стали сталкиваться с проблемой - уходом в теневое налогообложение и созданием фирм на непонятных лиц. Все это заставляет тамошних законодателей ужесточать законы. И мы идем к этому. Надо облегчать вход в бизнес, но ужесточать ответственность за недостоверность сведений в реестре, четко контролировать уже созданное предприятие. Резюмируя, скажу - для ФНС России в сфере регистрации есть три приоритета - простота открытия бизнеса, достоверность реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и доведение уровня сервисов по созданию предприятия до идеала, с тем, чтобы через несколько лет более половины предприятий регистрировались в электронном виде. Чтобы любой заявитель, не выходя из дома или офиса, даже загорая на пляже, мог заполнить форму и направить нам заявление. И наш ответ незамедлительно придет на его электронный почтовый ящик.