Администрация города приняла решение предоставить компании земельные участки для оценки их пригодности для строительства и эксплуатации подземных сооружений (гаражей).

В целях реализации проекта компания заключила договоры на выполнение проектных работ. После их проведения компания произвела оплату и включила 6,8 млн рублей в состав налоговых вычетов по НДС. В обоснование права на вычеты имелись договоры, акты сдачи-приемки работ и оказанных услуг, счета-фактуры, архитектурные решения, эскизные проекты, заключения об инженерно-геологических и гидрогеологических условиях участков, геотехнические отчеты и прочие.

По результатам камеральной проверки декларации по НДС инспекция отказала компании в вычетах, ссылаясь на отсутствие разрешительной документации на строительство подземных паркингов. По мнению инспекции, спорные работы не будут использованы для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения, так как объекты никогда не будут построены и введены в эксплуатацию. При этом инспекцией не опровергнута достоверность представленных документов, не оспаривается реальность хозяйственных операций и наличие результата оказанных контрагентами услуг.

Суды трех инстанций (дело № А56-64295/2013), признавая решение инспекции недействительным, разъясняют, что компанией соблюдены все условия для принятия к вычету НДС.

Суды отмечают, что налоговое законодательство не содержит положений, предписывающих налоговому органу проверять экономическую целесообразность, рациональность и эффективность заключаемых хозяйствующими субъектами сделок. Определяющим фактором являются намерения и направленность этой деятельности.

В данном случае наличие у компании намерений по реализации проекта по комплексному развитию парковочного пространства соответствует концепции социально-экономического развития города.

Спорные предпроектные разработки позволили оценить стоимость и возможность реализации проекта и подготовить его финансовую модель, на основании которой будет сформулировано конкурсное предложение для города о реализации проекта на условиях государственно-частного партнерства.

Несмотря на то, что реализация проекта затягивается (по причине неоднократной реорганизации комитетов, ответственных за управление парковочным пространством), работа над проектом продолжается, поэтому нет никаких оснований считать, что строительство и ввод в эксплуатацию подземных паркингов никогда не будет осуществлен.