Правительство дало ход законопроекту сенаторов, вводящему в Уголовный кодекс РФ ответственность за использование компаний-"помоек" и офшоров для уклонения от уплаты налогов. Это плохой знак для бизнеса: предприниматели опасаются, что силовики будут "кошмарить" их за любую налоговую оптимизацию.

Комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила законопроект Совета Федерации, вводящий уголовную ответственность за злоупотребление правом в налоговой сфере, рассказал РБК глава профильной рабочей группы Совфеда Сергей Шугаев и подтвердил источник в правительстве (копии законопроекта и проекта отзыва правительства есть у РБК).

С подачи сенаторов в Уголовном кодексе может появиться ответственность за злоупотребление правом в налоговой сфере вплоть до конфискации имущества компаний, которое они используют для уклонения от уплаты налогов. Под злоупотреблением авторы проекта, среди которых - председатель Совфеда Валентина Матвиенко, подразумевают уменьшение налоговых платежей после целенаправленных неправомерных действий налогоплательщика.

Соответствующие поправки планируется внести в ст.199 Уголовного кодекса (уклонение от уплаты налогов компаний). Сейчас ответственность по этой статье наступает только в случае фальсификации отчетности, сенаторы хотят прописать в ней такие признаки преступления, как использование подставных компаний и офшоров для снижения налоговой нагрузки. "Помойки" выступают субподрядчиками, на их счета компании перечисляют до 99% суммы, уплаченной за заказ, и тем самым освобождаются от уплаты налога на прибыль, НДС и НДФЛ. После сумма возвращается компании наличными", - объяснил Шугаев.

Само понятие злоупотребления правом в налоговой сфере в Налоговый кодекс вводится законопроектом главы думского комитета по бюджету и налогам Андрея Макарова. Он был внесен в Госдуму ранее. Сейчас УК не предусматривает конфискации средств совершения преступления (в данном случае - имущество, денежные средства и оборудование банковских и финансовых структур), если они не принадлежат обвиняемому, что ведет к возможности продолжения преступной деятельности, говорится в пояснительной записке к законопроекту. В первую очередь, это коснется банков, где открыты счета так называемых технических фирм, уточнил Шугаев.

В правительстве считают, что необходимо "дифференцировать сроки и размеры видов наказаний по ст.199 УК, не связанных с лишением свободы. В отзыве также предлагается уточнить термины "банковские учреждения", "организованная группа лиц", "контролируемая иностранная компания".

Вопрос о конфискации имущества за эти преступления пока остается открытым. Применение такой меры, как конфискация в отношении компаний, если их имущество и возможности использовались для совершения налоговых правонарушений, было бы целесообразно разрешить в рамках не уголовной, а иных (например, налоговой, административной, гражданской) отраслей законодательства, говорится в отзыве правительства.

Сенаторы от идеи применения конфискации для ст.198 и 199 не отказываются. По словам Шугаева, авторы планируют внести проект в Госдуму в своей редакции, а замечания правительства могут быть учтены в процессе доработки документа ко второму чтению.

Следственный комитет РФ поддерживает предложение сенаторов. СК сам продвигает идею запретить злоупотребление правом и установить открытый перечень уголовно наказуемых способов уклонения от уплаты налогов уже три года, пояснил РБК, выражая свое личное мнение, представитель СКР Георгий Смирнов. Сейчас ст.199 УК предусматривает ответственность только за способы ухода от налогообложения, при которых фальсифицируется отчетность, что затрагивает только малый и отчасти средний бизнес, сказал он.

Крупный бизнес не прибегает к фальсификации, но применяет схемы так называемого агрессивного налогового планирования (как правило, это вывод капитала в офшоры), а это, по сути, злоупотребление правом, отметил Смирнов. "Введение уголовной ответственности за любые способы уклонения от уплаты налогов в условиях действия прямого запрета на злоупотребление правом позволит бороться с агрессивным налоговым планированием и уровняет бремя правоохранительного воздействия на малый, средний и крупный бизнес, - сказал Смирнов. - Это не российское ноу-хау, а передовой мировой опыт борьбы с офшорами".

Сейчас термины "злоупотребление правом" и "необоснованная налоговая выгода" применяются только в судебной практике, но по однотипным делам судьи выносят разные решения, отметил руководитель юридического департамента АКГ "МЭФ-Аудит" Иван Чемичев. По его словам, это одно из основных направлений, по которому доначисляют налоги. Фактически налогоплательщик должен отвечать не только за себя, но и за своих контрагентов, что приводит к значительной нагрузке на бизнес, сказал он.

Это ляжет дополнительной административной нагрузкой на бизнес, ведь каждая налоговая проверка и тем более допросы в рамках уголовного дела отвлекают сотрудников, согласен партнер юрфирмы "Некторов, Савельев и партнеры" Егор Батанов. "Если ввести этот состав в Уголовный кодекс, то следователям придется отчитываться о наличии таких преступников, показывать высокие цифры по статистике", - считает он.

Под новую статью могут попасть сделки с участием фирм-однодневок и убыточные сделки, предполагает Иван Чемичев. "Иногда даже неполучение информации от третьих лиц является для налоговых органов поводом назвать компанию однодневкой, а при рассмотрении убыточной сделки необходимо учитывать конъюнктуру рынка, качество продукции, условия сделки", - сказал юрист.

Кто еще не собрал чемоданы и не уехал работать в другую страну, видимо, соберет и уедет, пессимистична председатель комитета по налогам "Деловой России" Марина Зайкова: "Бизнес ждет сигнала, либерализации, но силовой блок все время побеждает".

В Госдуме пока не комментируют перспективы законопроекта. "Я смогу прокомментировать эту инициативу только когда увижу текст", - сказал РБК глава профильного комитета Госдумы Павел Крашенинников.

Уголовное преследование по 199-й статье начинается при уклонении от уплаты налогов на незначительную по меркам крупного бизнеса сумму - от 6 млн руб. (либо от 2 млн руб., если эта сумма была накоплена в течение трех лет и превышает 10% от необходимого к уплате в бюджет). За это можно получить до двух лет лишения свободы. Если же сумма неуплаты превышает 30 млн руб. (либо 10 млн и 20% от общей суммы причитающихся к уплате налогов за три года), срок увеличивается до шести лет.