Минфин пересмотрел свою позицию о стандартных налоговых вычетах за бездоходные месяцы

Если работница с начала налогового периода находилась в отпуске по уходу за ребенком и, соответственно, не получала доходов, облагаемых НДФЛ, то стандартный налоговый вычет на время этого отпуска не предоставляется. Такой вывод, противоречащий предыдущей позиции Минфина, следует из письма министерства от 11.06.14 № 03-04-05/28141.

Вводная информация

Напомним, применение стандартного налогового вычета означает, что при расчете налоговой базы по НДФЛ из налогооблагаемого дохода работника вычитается некая сумма, называемая стандартным вычетом. Этот вычет предоставляется за каждый месяц налогового периода и распространяется, в частности, на родителей, на обеспечении которых находится ребенок (подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).

На практике нередки ситуации, когда в отдельные месяцы налогового периода (календарного года) работник не получал заработной платы (находился в отпуске по уходу за ребенком). Нужно ли в таком случае суммировать стандартные вычеты за эти «бездоходные» месяцы, а затем, когда работник будет получать доход, вычитать из налоговой базы по НДФЛ «накопленные» вычеты?

История вопроса

Долгое время в Минфине отвечали на этот вопрос утвердительно. Чиновники разъясняли, что в Налоговом кодексе четко сказано: вычеты предоставляются за каждый месяц налогового периода. Поэтому, даже если в отдельные месяцы не было дохода, вычеты полагаются и за эти «бездоходные» месяцы.

Например, с сентября по ноябрь работница находилась в отпуске по беременности и родам и зарплату не получала, а в декабре ей было выплачено единовременное денежное вознаграждение. В финансовом ведомстве заявляли, что в этом случае вычет предоставляется, в том числе, за месяцы с сентября по ноябрь (см. письмо Минфина России от 06.02.13 № 03-04-06/8-36).

Затем, в письме от 06.05.13 № 03-04-06/15669, чиновники сделали оговорку: если выплата дохода в середине года полностью прекращена и не возобновляется до окончания налогового периода, стандартный налоговый вычет за бездоходные месяцы налогового периода налоговым агентом не может быть предоставлен.

К примеру, работница компании получала зарплату с января по октябрь. С ноября она находилась в отпуске по беременности и родам и доходов, облагаемых НДФЛ по ставке 13 процентов, до конца года не получала. В этом случае вычет за ноябрь и декабрь не предоставляется.

Новая позиция

Теперь специалисты Минфина и вовсе изменили точку зрения на противоположную. В комментируемом письме от 11.06.14 № 03-04-05/28141 рассмотрена следующая ситуация. Работница с января по июль находилась в отпуске по уходу за ребенком и зарплату не получала. В августе женщина вышла на работу и написала заявление на вычет. Нужно ли суммировать вычет и предоставлять его за «бездоходные» месяцы, или вычет положен только за те месяцы, когда есть реальный доход? По мнению авторов письма, вычет за январь-июль не положен, «так как налоговая база после прекращения выплат не определяется».