По результатам камеральной проверки декларации по НДС (решение от 31 марта 2010 года) компании отказано в налоговых вычетах, и начислены пени. При этом инспекция не уведомила компанию о рассмотрении материалов проверки, не направила акт и решение по проведенной проверке. О вынесенном решении последняя узнала только при рассмотрении другого дела в отношении нее в суде, после чего направила в УФНС апелляционную жалобу. УФНС решением от 31 мая 2013 года оставило жалобу без рассмотрения со ссылкой на пропуск срока на подачу апелляционной жалобы.

Компания, ссылаясь на неправомерное оставление жалобы без рассмотрения, обратилась в суд (дело № А40-99115/2013) .

Суды трех инстанций разъясняют, что по итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение вышестоящий налоговый орган вправе:

  • оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу - без удовлетворения;
  • отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;
  • отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.

Суды трех инстанций, признавая решения ИФНС и УФНС недействительными, разъясняют, что вышеуказанными нормами оставление апелляционной жалобы без рассмотрения не предусмотрено, в том числе по основаниям, связанным с нарушением срока подачи жалобы.

К существенным условиям рассмотрения материалов проверки относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения и возможность представить объяснения. Несоблюдение этих требований может являться основанием для отмены решения.

Кроме того, судами установлено, что решение инспекции уполномоченными лицами не подписано, мотивировочная часть решения отсутствует, то есть отсутствуют основания, по которым компании отказано в вычетах НДС. При этом компания в апелляционной жалобе указывала на отсутствие уведомления о дате рассмотрения налоговой проверки, неполучение акта проверки и самого решения инспекции. Указанные доводы УФНС при вынесении решения учтены не были.