Государство готовит наступление на трансграничные схемы налоговой минимизации крупного бизнеса. Минфин решил создать правовую базу, чтобы российские налоговые инспекторы могли проверять хозяйственную деятельность наших холдингов за рубежом. Правда, для этого придется пустить в Россию иностранных налоговых полицейских.

Для реализации этих планов особенно важны двусторонние и многосторонние договоры об обмене информацией по налоговым вопросам, говорится в проекте "Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". Готовится к ратификации Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам, которой предусмотрена возможность обмена информацией, включая проведение одновременных проверок со странами-участницами договора, а также помощь по взиманию налогов на их территориях.

Минфин сообщает, что уже разработан проект Типового межправительственного соглашения об обмене налоговой информацией с офшорными и низконалоговыми юрисдикциями. На основе этого документа будут проводить переговоры о заключении соглашений. "С учетом того, что одним из обязательных положений Типового соглашения будет возможность участия российских налоговых органов в налоговых проверках за рубежом, аналогичная возможность на взаимной основе должна быть предоставлена представителям налоговых органов вышеназванных юрисдикций", - подчеркивают в финансовом ведомстве России.

По словам бывшего сотрудника ФНС, налогового эксперта Александра Захарова, сегодня зарубежные налоговые службы практически вообще не посещают нашу страну с проверками своих налогоплательщиков. "Более того, - рассказал он "РГ", - 10 лет назад Россия уже планировала присоединиться к Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам, но депутаты тогда посчитали нецелесообразным такое присоединение из-за дополнительных бюджетных расходов. Ведь визиты зарубежных коллег ФНС и проведение совместной с ними работы влечет дополнительные бытовые и административные расходы, которые должны оправдываться размерами сумм налогов, которые могут быть взысканы".

Потенциал одновременных проверок остается нереализованным, признают в ФНС. Тем не менее, российские налоговые органы имеют такой опыт, например, со Швецией, Норвегией, Финляндией. Наши шведские коллеги даже разрешили принять участие в своих мероприятиях налогового контроля. То есть открыли двери для российских сотрудников ФНС.

Однако и в европейской практике визит налоговых инспекторов одной страны в другую происходит нечасто, уверяет налоговый консультант Рустам Вахитов. Как правило, они касаются ситуаций, когда требуется точечная экспертиза по аналогии с криминальным расследованием. "Так что в ближайшем будущем, - прогнозирует эксперт, - взаимные визиты налоговых инспекторов на постоянной основе будут носить экстраординарный характер и никогда не станут массовыми. Они будут касаться тех случаев агрессивного налогового планирования крупных и средних компаний, которые представляют наибольшую опасность для фискальной политики государства".

И эффективность двусторонних соглашений об обмене информацией, уточняет Александр Захаров, будет зависеть от возможности введения автоматического обмена информацией, то есть от создания некоей IT-платформы с общим стандартом, которая позволит налоговым органам оперативно узнавать о хозяйственной деятельности компаний. Однако стоимость такой компьютерной программы может достигать 200 миллионов долларов, а обслуживать она сможет фискальные интересы лишь двух стран.