Принятие законопроекта позволит "очистить" ЕГРЮЛ от недействующих организаций, считает автор документа.

Законопроект, допускающий списание 200 млрд рублей безнадежной задолженности юридических лиц, внесен в Госдуму.

Проект документа, внесенный председателем думского комитета по бюджету и налогам Андреем Макаровым, отменяет обязательный судебный порядок взыскания налогов и сборов с организаций, которым открыты лицевые счета в органах Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования).

Макаров считает "неэффективным" механизм судебного взыскания недоимки бюджетных организаций, "представляющего собой излишне формальную административно - судебную процедуру".

Законопроектом предлагается расширить основания для списания безнадежной ко взысканию задолженности, числящейся за налогоплательщиками более пяти лет.

Налоговым органам предоставляется право списать задолженность налогоплательщиков, в отношении которых невозможно возбудить дело о банкротстве в связи с отсутствием доказательств, обосновывающих вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, в случае, когда с даты образования соответствующей недоимки прошло более пяти лет.

В целях исключения случаев необоснованного списания задолженности устанавливается пятилетний срок, по истечении которого такое списание может быть произведено. В пределах этого срока сохраняется возможность погашения соответствующей задолженности при обнаружении имущества должника.

В соответствии с проектом закона, налоговые органы получают возможность признать безнадежной к взысканию недоимку, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся по состоянию на 1 января 2014 года за организациями, которые отвечают признакам недействующего юридического лица, не находятся в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, и в отношении которых судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Такой порядок списания позволит разрешить проблему прироста задолженности не возможной ко взысканию и единовременно "очистить" Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) от фактически недействующих организаций.

Принятие соответствующих поправок, по оценке Макарова, "позволит списать задолженность в размере порядка 200 млрд рублей, с последующим исключением из ЕГРЮЛ более 800 тыс. "брошенных" юридических лиц, что существенно снизит затраты на администрирование невозможной к взысканию задолженности и повысит актуальность ЕГРЮЛ".

Проект закона также вносит изменения, направленные на повышение эффективности электронного документооборота при информационном взаимодействии налогоплательщиков с налоговыми органами и уточнение порядка постановки на учет российских организаций, созданных в результате реорганизации юридических лиц.

При этом отменяется обязанность подачи налоговой декларации по земельному налогу индивидуальными предпринимателями в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности.

Законопроект обязывает налоговые органы при рассмотрении материалов налоговой проверки вести протокол. По мнению Макарова, это "будет способствовать соблюдению прав и интересов налогоплательщика". В настоящее время НК не предусматривает фиксацию налоговыми органами хода рассмотрения акта и других материалов налоговой проверки, а также дополнительных мероприятий налогового контроля.