ФНС была в числе первых российских органов власти, которые заработали в Крыму и Севастополе, в результате на этих территориях параллельно существуют две налоговые системы: украинская и российская. Для чего власти пошли по такому сложному пути,рассказал в интервью РИА Новости замглавы Федеральной налоговой службы России Дмитрий Григоренко.

Федеральная налоговая служба была в числе первых российских органов власти, которые заработали в Крыму и Севастополе, в результате на этих территориях параллельно существуют две налоговые системы: украинская и российская. Обе до донца текущего года будут функционировать в соответствии с законодательством, в рамках которого эти системы были созданы. Для чего власти пошли по такому сложному пути, успеют ли ведомства завершить интеграцию к началу 2015 года и почему работа по российским правилам будет комфортнее для местного бизнеса, рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Людмиле Кузьмич замглавы Федеральной налоговой службы России Дмитрий Григоренко.

—  Налоговая службы была в числе первых российских органов власти, которые начали работать в Крыму, что удалось сделать за два месяца?

— Особенности налоговых органов заключаются в том, что их работа ни на минуту не останавливалась в переходный период. Мы были вынуждены в оперативном порядке локализовать работу крымских налоговых органов с целью "отсоединения" их от украинской налоговой службы.

Вся информация, все их базы данных были на серверах в Киеве. На сегодняшний день все крымские налоговые органы локализовали и полностью самостоятельны. Установлены свои независимые от Украины программные средства, сформированы списки всех налогоплательщиков, открыты лицевые счета всем налогоплательщикам.

— Налоговые органы в Крыму работают по российскому или украинскому законодательству?

— Федеральный закон № 6-ФКЗ, который предусматривает переходные положения, прописывает, что Налоговый кодекс РФ и налоговые правила начинают действовать на территории республики Крым и города Севастополь с 1 января 2015 года. До этого времени действуют местные нормы, если они не противоречат федеральным.

Однако, как в Республике Крым, так и в городе Севастополь, приняты местные нормативные акты, которыми предусматривается применение российского налогового законодательства для тех организаций и предпринимателей, которые создаются в Крыму уже по российским правилам.

Сделано это для того, чтобы не ждать начала следующего года, а предоставить возможность тем предпринимателям, кто этого хочет, перейти на российские налоговые правила как можно раньше.

ФНС России уже открыла в Крыму налоговые органы ФНС параллельно с существующими там крымскими налоговыми органами. Эти территориальные налоговые инспекции работают сразу по российским правилам.

Соответственно, уже сейчас в Крыму можно пройти процедуру регистрации организации или ИП в российском территориальной налоговом органе и исчислять налоги по российским правилам.

В эти инспекции мы командировали людей, которые обучают местных сотрудников.

— Насколько бизнес заинтересован в том, чтобы быстрее переходить в российскую систему? С точки зрения предпринимателя она удобнее?

— Сложно оценивать системы: в любом случае оценка будет субъективной. На мой взгляд, важным фактором является применение на практике тех норм и правил, которые предусматривает налоговая система. К сожалению, любую, даже самую хорошую норму можно испортить исполнением. Важно не допустить этого в Крыму.

А с точки зрения логистики или процедур налогового администрирования российская система налогового администрирования качественна, прогнозируема и понятна. Если обсуждать какие-то различия, то хочу обратить внимание, что украинская налоговая система предусматривает достаточно большой объем прав для налоговых органов, которые вряд ли способствовали корректному администрированию.

Например, украинские налоговые органы имеют подразделения с оружием, имеют возможность возбуждать уголовные дела, выдавать лицензии и т.п. Это достаточно большой объем полномочий. Но насколько такая система соответствовала балансу частных и государственных интересов — большой вопрос.

Когда налоговый инспектор может прийти и проверить, и завести дело, и арестовать, и потом все это отменить — это еще не значит, что это плохо, но то, что бизнесу будет удобнее в российской системе с точки зрения гарантии качества предоставляемых государством услуг — это, думаю, факт.

— В апреле вы начали регистрировать в Крыму новый бизнес. Сколько новых предприятий вы уже зарегистрировали и в каких сферах — это туризм в основном?

— Сейчас это около 250 компаний и предпринимателей. Сферы деятельности абсолютно разные, не только туризм, это и производство: первый зарегистрированный, например, — это компания по производству пельменей.

— Когда начнете перерегистрировать бизнес, который там уже существовал и пока продолжает работать в рамках прежних правил?

— Дело в том, что российские законы не предусматривают процедуры перерегистрации компаний из крымских в российские. Да и, наверное, не совсем правильно называть этот процесс перерегистрацией. Речь, скорее, должна идти о приведении организационно-правовой формы крымских компаний, созданных по законодательству Украины, в соответствие с российским правилами.

И для того, чтобы у налоговых органов была возможность осуществить эти процедуры, необходим соответствующий федеральный закон. Он подготовлен и находится в Государственной Думе РФ.

Я думаю, что он будет принят в ближайшие дни. И как только он вступит в действие, налоговые органы начнут вносить крымские компании в российский государственный реестр юридических лиц, что будет означать приведение организацией своих учредительных документов в соответствие с законодательством РФ.

— Сколько таких компаний сейчас зарегистрировано на территории Крыма и Севастополя?

— Около 70 тысяч юридических лиц и более 110 тысяч предпринимателей.

— Вы должны завершить работу с ними к 2015 году. Успеете?

— Конечно. Это же не будет происходить в один момент. Уже сейчас у действующего там бизнеса есть возможность постепенного перехода на работу по российским правилам.

Есть два пути. Первый — зарегистрировать новую компанию и работать по российским правилам уже сейчас.

Второй — после принятия федерального закона, не дожидаясь конца года, привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством РФ.

— Насколько велика доля теневой экономики на этих территориях, насколько бизнес заинтересован в том, чтобы выходить из тени, и есть ли у российских налоговиков возможности для решения этой проблемы?

— Это достаточно тяжелая тема. Объемы оценить достаточно сложно, пока все наши оценки достаточно субъективны. Но, на мой взгляд, те формы исчисления и уплаты налогов, которые существуют в РФ, особенно для малого бизнеса, настолько просты и удобны, что риски сокрытия, риски быть пойманными все-таки не компенсируют той экономии, которые можно получить от нелегальной работы.