Предприниматель по государственному контракту реализовал нежилое недвижимое имущество департаменту культуры. В соответствии с контрактом цена имущества составила 120 млн рублей, в том числе налоги и сборы. Предприниматель самостоятельно исчислил и оплатил НДС исходя из налоговой базы как разницы между продажной и первоначальной стоимостью с учетом НДС. Стоимость подтверждается копией отчета независимого оценщика. Учитывая, что во время приобретения спорного имущества ИП применял ЕНВД, то заявить к вычету НДС он был не вправе.

К тому же, при расчете НДС предприниматель использовал ставку 18/118 процентов (расчетная ставка).

По результатам камеральной проверки декларации по НДС инспекция доначислила НДС по двум причинам. Во-первых, налоговики установили, что у ИП отсутствуют оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие, что при приобретении объекта недвижимости продавцу была оплачена предъявленная им сумма НДС. Во-вторых, ИФНС не согласилась с применением расчетной ставки.

Инспекция указала, что расчетная ставка может быть применена только в случаях, прямо предусмотренных пунктом 4 статьи 164 НК, к которым операция по реализации недвижимого имущества отнесена быть не может.

Предприниматель обратился в суд (дело № А81-729/2013) и частично оспорил решение инспекции относительно применения расчетной ставки.

Суды трех инстанций удовлетворили требования предпринимателя, указав, что государственным контрактом прямо предусмотрена цена недвижимого имущества, включая налоги и сборы. В решении кассации указано: «учитывая, что цена контракта включает в себя НДС, то при определении налоговой базы сумма НДС в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации должна быть исключена из стоимости недвижимого имущества, что возможно только путём применения расчётной ставки в размере 18/118 процентов».

Что касается расчета налоговой базы, сделанного ИП, тут суды оказались бессильны ему помочь, поскольку таким способом налоговая база по НДС не исчисляется.