Суд: законодательство не запрещает выдачу дубликатов больничных с целью зачета пособия

По результатам выездной проверки ФСС не принял к зачету расходы на пособие по временной трудоспособности, ссылаясь на отсутствие печати и выполнение последней записи в графе «освобождение от работы» чернилами синего цвета.  До вынесения решения по проверке компания взамен испорченного листка нетрудоспособности представила дубликат, к оформлению которого фонд претензий не имел, но в зачете отказал. Этим же решением страхователю предложено произвести корректировку суммы расходов в бухгалтерском учете.

Суды трех инстанций (дело № А73-7703/2013) признали решение фонда недействительным. Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность работников и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности. 

При этом расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.  

В решении кассации указано: «действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не содержит запрета на внесение исправлений в листки нетрудоспособности и не устанавливает период их внесения в указанные документы, в том числе путем выдачи дубликатов».

Суды разъясняют, что у страхователя имелись основания для выполнения обязанности по выплате работнику пособия, поскольку для этого есть медицинские показания, а нарушение, допущенное при его оформлении медицинским учреждением и устраненное им же до составления акта, носит формальный характер.