Сохраненный средний заработок за время корпоративных мероприятий не включается в расходы

Компания, состоявшая в холдинге из более тридцати организаций, отправляла своих сотрудников в служебные командировки для участия в культурно-зрелищных и физкультурных мероприятиях. Для повышения корпоративного духа сотрудники участвовали за счет фирмы в лыжных гонках, летней спартакиаде, на фестивале художественной самодеятельности и так далее. География поездок была очень обширна, сотрудники посещали как города России, так и дальнее зарубежье. На такие мероприятия отправлялись одновременно сотрудники всех компаний, находящихся в холдинге.

Фирма сохраняла средний заработок работников на время их отсутствия и учитывала его в расходах при расчете налога на прибыль. Компания посчитала данные затраты экономически обоснованными, мотивируя это тем, что в связи с отправлением работников для участия в вышеназванных мероприятиях  увеличилась производительность труда, а у компании - доход.

Однако ИФНС при проведении выездной проверки не согласилась с таким выводом, доначислила налог на прибыль и пени.

Фирма обратилась в арбитражный суд (дело № А67-7663/2012). В своем иске компания настаивала на неправомерности выводов налоговиков. Например, о том, что поездки работников не могут быть признаны служебными командировками лишь потому, что трудовыми договорами с ними не предусмотрена обязанность по участию в подобных меропритиях. Истец, кроме перечисленных, привел и еще один аргумент - участие сотрудников в мероприятиях снижает текучесть кадров. Соответственно, работодатель минимизирует потери от ухода ценных сотрудников и поиска новых кадров.

Истец представил в суд сведения об увеличении объема производства продукции и увеличении выручки, однако доказательств причинно-следственной связи данных фактов с проведенными корпоративами суды трех инстанций не обнаружили.

Кассационный суд также согласился с налоговиками в том, что поездки сотрудников в целях участия в социальных проектах не могут считаться служебными командировками.

Более того, при организации поездок основной целью фирмы, как она указывала, было укрепление духа, улучшение морально-психологического климата и налаживания внутрикорпоративных связей между предприятиями всего холдинга. Повышение дохода, по логике заявителя, стало приятным дополнением к эффекту от мероприятий.

Компания во всех инстанциях получила отказ в удовлетворении иска.