Минфин в феврале 2014 года представит для обсуждения основные направления налоговой политики на 2015-2017 годы. Такая новость прозвучала на одной из дискуссий Гайдаровского форума.

Этот документ, сообщил замминистра экономического развития Сергей Беляков, должен определять не только тактику, но и стратегию налоговой политики с тем, чтобы бизнес без опаски разориться мог выстраивать собственные долгосрочные планы. Адекватность налоговой политики, по его словам, состоит в том, что государство должно исходить не только из того, сколько налогов собирать на реализацию тех или иных мегапроектов, но и способен ли бизнес на эти налоги в итоге зарабатывать.

"Иначе множатся планы налоговых проверок, составляются перечни добросовестных налогоплательщиков, усиливаются тенденции к развитию так называемой номинальной и реальной налоговой нагрузки", - сказал Беляков. Мы постоянно с чем-то боремся, пояснил он, со злоупотреблениями, с оттоком капитала, офшорами, забывая упомянуть, что в основном пользователями офшорных схем являются государственные или аффилированные с ними компании.

Беляков считает, что меры "на ужесточение борьбы" становятся бременем для тех, кто декларирует свои доходы, платит налоги, раскрывает информацию о собственниках, о сделках. А в конечном итоге создают "запретительную" среду, в которой невыгодно ничего декларировать, показывать, попадать в поле зрения государственной машины. "И отток капитала не уменьшается. И инвестиционный климат не меняется", - подытожил Беляков. Беляков считает, что предсказуемость фискальной политики можно было бы обеспечить, если законодательно закрепить принимаемые основные направления.

Если есть решение на обозримый временной период о плоской шкале налога на доходы физических лиц (НДФЛ), то дискуссий на эту тему и быть не может, равно как и полемики по сокращению перечней льготных категорий налогоплательщиков и так далее, отметил замминистра.

Интервью в кулуарах

Свой вариант налоговой политики разработала и Торгово-промышленная палата (ТПП). После окончания панельной дискуссии обозреватель "РГ" взяла интервью у участника форума, заместителя председателя Экспертного совета ТПП по совершенствованию налогового законодательства Дмитрия Фадеева.

Дмитрий Евгеньевич, ТПП недавно представила в минфин предложения в "Основные направления налоговой политики 2015-2017 годов". Какие из них, по итогам дискуссии, могут войти в этот документ?

Дмитрий Фадеев: Сложно сказать. Честно говоря, я ждал большей ясности от минфина. Но четких ориентиров глава профильного департамента на форуме нам не дал.

Есть ощущение, что предпринимателям хотят преподнести сюрприз. У бизнеса сегодня стандартное пожелание - предсказуемая налоговая политика, о которой много говорили другие спикеры форума. Только за 2013 год 24 больших поправки внесено в Налоговый кодекс. И, конечно, в условиях чехарды на налоговом поле бизнесу очень сложно планировать на 2-3 года вперед свою деятельность.

С чем связаны подозрения о "неприятных сюрпризах"?

Дмитрий Фадеев: Волнует, что подготовка документа на данном этапе идет без широкого и публичного обсуждения. А ведь дьявол, как известно, в деталях. Очень тревожит, что, к примеру, напишут в законопроектах по деофшоризации. А ведь в Налоговый кодекс вносятся многие новые понятия: "иностранные контролируемые компании, бенефициарный получатель дохода, налоговое резидентство корпораций". Налоговая материя очень тонкая штука. Бывает, что смысл некоторых трактовок расширяется, отсюда и неприятные сюрпризы. И чем раньше бизнес включается в процесс обсуждения, тем лучше.

А почему тревожат новации именно по деофшоризации?

Дмитрий Фадеев: Утечка капитала - это нехорошо. Однако по опросам предпринимателей, которые мы провели в конце 2013 года, в России главной причиной использования офшоров являются защита собственности и конфиденциальность владения бизнесом, а не оптимизация налогообложения. Офшоры, на наш взгляд, это мосты с двусторонним движением, то есть говорить, что это стопроцентное зло, и отказываться от них, наверное, неправильно для нашей экономики. А значит, надо соблюсти баланс. То есть стимулировать инвестиции, не отпугнуть потенциальных инвесторов, руководствоваться, как в медицине, принципом "не навреди".

В 2012-2013 годах уже около 5,5 тысячи российских юридических лиц перерегистрировалсь в Казахстане
А что может быть альтернативой офшорам в таком случае?

Дмитрий Фадеев: Особые экономические зоны пока явно не являются равноценной заменой. Было бы полезно ввести понятие "траста", принять закон о холдингах, проектном финансировании.

А проблема параллельных сборов, которую озвучил господин Пепеляев и которые, минуя Налоговый кодекс, расширяют фискальное бремя, действительно остра?

Дмитрий Фадеев: Да, мы тоже занимаемся в ТПП этими как бы фискальными платежами. Сейчас в Совете Федерации создана рабочая группа и подготовлена концепция проекта закона о неналоговых платежах. Их в итоге систематизируют и введут в лоно Налогового кодекса. Любой налогоплательщик в этом случае сможет открыть кодекс и наряду с 13 видами налогов увидеть и все остальные виды неналоговых платежей. В этом случае каждый будет понимать, какие суммы и в каких объемах должен заплатить в бюджет.

Во время дискуссии зашла речь о растущей конкуренции стран за предпринимателей-налогоплательщиков. Вы предлагаете гармонизировать налоговое законодательство в Таможенном союзе.

Дмитрий Фадеев: В 2012-2013 годах уже около 5,5 тысячи российских юридических лиц перерегистрировались в Казахстане, где 11 процентов ставка страховых взносов, но, правда, и самое жесткое из стран СНГ налоговое администрирование. То есть 99,9 процента налоговых споров и проверок заканчиваются в пользу налоговых органов.

России, конечно, важно не отпугнуть бизнес и инвесторов. И помимо запретительных мер не забывать о стимулировании предпринимательской активности. Нужно не бояться заимствовать прогрессивный опыт наших соседей - в Налоговом кодексе Казахстана есть раздел "управление налоговыми рисками", в котором прописаны 12 критериев для назначения выездных налоговых проверок. У нас же данный вопрос регулируется приказом ФНС России, а не законом, что, на мой взгляд, неправильно.

Можно, к примеру, было бы предложить поставить на чашу весов ныне существующую 30-процентную амортизационную премию, различные коэффициенты и инвестиционную льготу. Понять экономический эффект от них и принять верное решение. Задача для всех стоит одна - найти до 2017 года в этих непростых условиях верную налоговую модель без ущерба для социальной сферы и пенсий.

Надо ли, на ваш взгляд, прекратить разговоры об отмене плоской шакалы по НДФЛ?

Дмитрий Фадеев: Лично я - за градацию налогов. Но в основных направлениях до 2017 года вряд ли будет учтена эта тема. Между тем по теории налогового права у налогов есть стимулирующая, фискальная и социальная функция. Вот у нас в отличие от других стран о социальной функции забыли, как будто ее и нет. Но люди, получающие большую зарплату, должны платить с нее налогов больше, а меньшую - меньше.

Ваши коллеги из "Деловой России" предлагают ввести налог на потребление, но взамен снизить налоги для производственных компаний. Как вам это?

Дмитрий Фадеев: Налог на роскошь по сути в России уже есть. Его ввели в этом году для автомобилей стоимостью свыше 3 миллионов рублей. С 2017 года будет введен единый налог на недвижимость. Но и здесь будет важна система вычетов. Выстроил, к примеру, на старость лет человек себе дом хороший, копил на него всю жизнь, а сам не относится к категории "топ". Его-то в этом случае за что налогом на потребление душить? И тут тоже важен баланс.